В продолжение темы:
Вчера "Академик Федоров" достиг Северного полюса, и российская арктическая научно-исследовательская экспедиция приступила к подготовке глубоководных аппаратов "Мир" к погружению на дно океана. Главной целью погружения является попытка доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением российского континентального шельфа. Если это удастся, Россия получает возможность претендовать на серьезное расширение своей экономической зоны за счет шельфовых территорий, богатых углеводородами (по предварительным оценкам, около 100 млрд тонн нефти), редкими и цветными металлами и другими ресурсами.
Напомним, что в 1920-х годах между СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой была достигнута договоренность, согласно которой вода и острова в пределах полярного сектора государства (треугольник с вершинами, образованными крайними точками береговой полосы и Северным полюсом) считались частью его территории. России достался самый большой сектор - между Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. Ситуация кардинальным образом изменилась в 1997 г., с ратификацией РФ Конвенции ООН по морскому праву, ограничивающей морские экономические границы государств 200-мильной прибрежной зоной. Ошибочность этого политического хода стала очевидной лишь в последние годы, когда освоение арктического шельфа было признано чуть ли не единственным спасением человечества от грядущего топливно-сырьевого кризиса. Сегодня Россия пытается вернуть свой "арктический треугольник", используя положения все той же Конвенции. Дело в том, что этот документ оставляет за государством единоличное право распоряжаться континентальным шельфом на всем его протяжении. Поэтому российские ученые прилагают сегодня максимум усилий для того, чтобы вынести одну из вершин "арктического треугольника" как можно дальше в Северный Ледовитый океан. Принимая во внимание огромный и уникальный опыт отечественной науки в арктических исследованиях, есть все основания полагать, что, по крайней мере, научная часть этой стратегической операции останется за Россией.
Сделав заявку на значительную часть общемировых ресурсов, Россия, похоже, вызвала тектоническое движение во всей мировой политике. О своих правах на часть Арктики немедленно поспешили заявить США. "Мы наблюдаем за тем, как другие страны активно преследуют свои собственные интересы", - заявил в интервью газете USA Today главный юридический советник госсекретаря Джон Беллинджер. По словам чиновника, Америка может подать собственную заявку на право владения береговой зоной в районе побережья Аляски, которая уходит в Северный Ледовитый океан на 600 миль. Впрочем, осуществлению этих планов препятствует то обстоятельство, что США так и не ратифицировали Конвенцию, сославшись на то, что она дает слишком большие полномочия ООН. Заместитель председателя комитета по иностранным делам сената Ричард Лугар высказался за необходимость немедленного присоединения к Конвенции по морскому праву, дабы не позволить России закрепить за собой богатые ресурсами регионы.
Между тем говорить, что Россия действительно будет способна "отхватить" кусок Арктики, абсолютно преждевременно. На сегодняшний день принято считать, что ни одна из арктических стран не владеет шельфом, доходящим до Северного полюса. Этим и объясняется существование в этой части океана международной зоны, находящейся под управлением Международного агентства по использованию морского дна. Пока совершенно не ясно, что увидят ученные на четырехкилометровой глубине и удастся ли им вообще что-либо доказать. Куда более важное значение имеет сам факт заявки на передел богатейших акваторий, находящихся под международной юрисдикцией, при этом действия России, похоже, начинают воспринимать как попытку "приватизировать" огромный кусок де-факто ничейной собственности. Пока решающую роль во всей этой истории играет очевидное российское преимущество в опыте и наличии технических средств освоения Арктики. Получается, что "пощупать" дно в районе Северного полюса могут пока только наши ученые, всем прочим уготована роль ассистентов и наблюдателей. К сожалению, эта бесспорная фора исчерпывается исключительно научной частью, так как в ближайшие годы приступить к разведке, а тем более освоению арктических месторождений Россия не в состоянии.
Что касается ближайших прогнозов, то вне зависимости от того, что будет найдено на дне экипажами "Миров", серьезных действий заинтересованных стран по "столблению" арктической территории, не говоря уже о начале разработок, ждать не приходится. При нынешнем уровне развития технологий добыча полезных ископаемых в приполярных льдах мало чем отличается от их добычи на Луне. Шельфовые запасы в течение нескольких ближайших лет будут восприниматься как "неприкосновенный запас" человечества, хотя старт к его переделу определенно уже дан.
По мнению ряда комментаторов, разгорающаяся "борьба за Арктику" уже в ближайшее время может привести к серьезным международным последствиям, вплоть до раскручивания гонки вооружений и военных конфликтов. К счастью, пока такие прогнозы абсолютно фантастичны. Предполагаемый "великий арктический передел" больше напоминает попытку поделить шкуру неубитого медведя (в нашем случае, определенно белого). В ближайшие годы основные геополитические баталии на арктическую тему, скорее всего, перенесутся в кабинеты политиков и станут еще одной частью международных отношений. Для России это может стать одним из сложнейших испытаний, так как, в отличие от полярных исследователей, отечественные политики на международной арене куда менее удачливы и эффективны.
Источник:
www.utro.ru