Предлагаемое мной устройство принципиально отличается от продающихся доводчиков следующими особенностями:
- оно не управляет электромотором привода люка напрямую, а использует штатную схему управления люком;
- устройство обеспечивает закрывание люка из любого положения, как открытого так и наклонного (положения "фрамуги");
- устройство не контролирует ток в электромоторе (это просто не нужно), поэтому содержит минимум электронных компонентов и доступно для изготовления в кустарных условиях.
Принцип действия.
Устройство является дополнением к штатной схеме и на рисунке выделено синим цветом:
Основным элементом схемы является реле R1 с двумя группами контактов. При подаче питания на обмотку реле, замкнутые контакты R1.1 подают +12В от цепи с постоянным питанием (от предохранителя №7 20А - ЗЕЛёный провод) в цепь которая запитана только при включении зажигания (от предохранителя №6 7,5А - ЖЕЛтый/ЗЕЛёный провод), т.к. устройство должно функционировать при выключенном зажигании.
Одновременно с этим замкнутые контакты R1.2 подают "массу" на выход клавиши "ЗАКРЫТЬ" штатного выключателя люка (это то же самое, что вручную нажать клавишу "ЗАКРЫТЬ").
Если к этому моменту люк находился в открытом или наклонном положении, то через один из концевых выключателей (в зависимости от положения люка) "масса" подаётся на соответствующее реле штатной схемы и реле включает электродвигатель в сторону закрытия люка. Отсюда же "масса" через диодную развязку D2-D3 подаётся и на реле R1, удерживая его во включённом состоянии до тех пор, пока люк не дойдёт до закрытого положения.
Как только люк закроется, концевые выключатели окажутся разомкнутыми, штатные реле выключатся, выключится и реле R1, отключит +12В от цепи питания обмоток штатных реле и "массу" от клавиши "ЗАКРЫТЬ". Работа схемы закончена.
Что бы исключить включение зажигания в обход замка зажигания (так сказать в "обратку") цепь перед штатными реле управления люком необходимо разрезать и в разрыв установить диод D1.
Реле R2 необходимо для запуска схемы, поскольку в исходном состоянии на обмотке R1 отсутствует и "плюс" и минус". Для запуска используется положительный управляющий импульс от сигнализации при постановке на охрану. Этот импульс подаётся на один полюс обмотки реле R1, и включает реле R2, которое "минус" на другой полюс R1. Если люк не был закрыт, схема начинает работу как описано выше и даже по окончании "пускового" импульса реле R1 продолжает само себя удерживать во включённом состоянии до закрытия люка.
Если люк был закрыт, то ничего не происходит, поскольку концевые выключатели в цепи клавиши "ЗАКРЫТЬ" разомкнуты.
Поскольку в штатной сигнализации отсутствует какой либо управляющий выход, активный при постановке на охрану, для запуска я использую положительный импульс закрытия актуаторов замков дверей. Но в этом случае люк будет закрываться при любом закрытии дверей. Что бы как то ограничить случаи автоматического закрывания люка когда не нужно, я решил использовать датчик ключа в замке зажигания. Для этого нужно реле R3, через нормально замкнутые контакты которого подаётся импульс запуска, а при вставленном в замок зажигания ключе контакты размыкаются и блокируют запуск устройства. Диод D4 нужен, что бы исключить подачу +12В на замки дверей при включении зажигания.
Если у Вас установлена нештатная сигнализация, в которой имеется управляющий выход для закрытия окон при постановке на охрану, и этот выход выдаёт отрицательный импульс (обычно это так), то схему включения реле R2 можно немного переделать, а R3 исключить:
Устройство удобнее всего собрать из малогабаритных реле на перфорированной плате. Расположить его в "торпеде" слева от водителя - там находятся штатные реле управления люком.
Снимаем изоленту с гофры проводов идущих к реле и отодвигаем гофру – большая часть подключений производится тут. Прежде всего отделяем провод ЖЕЛТ/ЗЕЛ и находим на нём соединитель замотанный синей клейкой лентой. В этом месте откусываем соединительную гильзу и на её место впаиваем диод D1.
Тут же поПодключаем постоянное питание к ЗЕЛЕНому проводу.
Подсоединяемся к концевикам люка – провода КРАС/ЖЕЛТ и ЗЕЛ/БЕЛ.
К ЧЕРНому проводу цепляем массу.сле диода подсоединяем питание в обход зажигания от устройства.
Выход клавиши "ЗАКР" подсоединяем возле кнопки управления люком или под накладкой левой стойки лобового стекла – провод СВетло ЗЕЛёный/с ЧЕРной полосой.
Управляющий импульс на замки берём на широком сером разъёме с тыльной стороны того же кронштейна на котором установлены реле люка – провод ЖЕЛТ/ЧЕР.
Провод от датчика ключа находим в жгуте рулевой колонки, этот провод (КРАС/БЕЛ) идёт от датчика рядом с иммобилайзером и уходит в ответвление от основного жгута к тыльной стороне блока предохранителей.