как проверить на предмет залога (не является ли в залоге у банка)?
Саша, я шесть лет профессионально занимался банковскими долгами, в том числе и по автокредам. Ситуация на самом деле паскудная.
Абсолютно авторитетно тебе заявляю - никак не сможешь достоверно убедиться в отсутствии обременения на автомобиле. Влетишь, вякнуть не успеешь.
То, что в некоторых регионах РЭО ГИБДД ведет учет залоговых авто - нонсенс (я не спорю с тем, что где-то это действительно может иметь место). Надо учитывать следующие аспекты:
1. ГИБДД не обязано этим заниматься, поскольку их задача в этом плане - лишь регистрация авто с целью допуска его к эксплуатации на автодорогах общего пользования; они не проверяют право собственности; они не обязаны обеспечивать защиту права собственности; ГИБДД не может осуществлять подобную деятельность в силу закона, поскольку это либо просто самодеятельность и нарушение законодательства, либо, к тому же (точнее, - как правило - всегда) нарушение закона в силу того, что данную деятельность они ведут на возмездной основе, чего категорически не имеют права делать; они не являются специальными субъектами, способными вести подобную деятельность без нарушения ФЗ "О банках и банковской деятельности" в части защиты персональных данных и тайны операций клиента. Плюс, они не ведут (не могут, не вправе, не способны) никакого учета наличия обременений - вообще никакой аналогии с органами госрегистрации недвижимости, в этом плане у них функции абсолютно разные.
2. В банках ты пробить не сможешь (ну если по знакомству, в одном-двух), к НБКИ у тебя доступа нет, к тому же НБКИ - это не некая единая организация, а совокупность разрозненных информационных ресурсов, из которых только один действительно называется и является НБКИ.
3. Далеко не все банки поддерживают инфобмен с НБКИ.
4. Просто, тупо, помимо банков, залогодержателями могут являться и прочие юрлица, и физлица и пр., в силу Гражданкого Кодекса.
5. Далее, несколько отвлекаясь, но все равно в кассу - по проданной машине может возникнуть спор у супругов в ходе раздела имущества и т.д. и т.п.
6. Не первый год существует и эффективно действует основанная именно на праве залога мошенническая схема - машину продают чистую, затем иное лицо требует возврата как залога, якобы, оформленного ранее. Опровергнуть и доказать это фуфло фактически невозможно, поскольку никаких институтов утверждения/регистрации данных правоотношений не предусмотрено; формально достаточно договора в простой письменной форме и подтверждения факта неисполнения договора займа и обеспечивающего его договора залога отсутствием расписок в получении платежа/ей или банковских приходников/квитанций. Тот факт, что продавец подписался на мошенку, расписавшись в договоре, что ТС "...под залогом, обременением не состоит, правами, притязаниями и требованиями третьих лиц не обременено...", тебе деньги и машину не вернет.
7. Попасть можно даже приобретая авто у организации, например, в случае, когда ее признают банкротом, конкурсный управляющий вправе опротестовать все сделки, совершенные за последние шесть месяцев - в этом случае, поверь, он это сделает.
Одним словом, никакие навороченные до безумия, содержащие заумные фразы договора (клятвы, обещания и пр.) не спасут от попандоса и не вернут деньги. В случае залета с залогом, если залог не будет оспорен и опровергнут судом - тачку потеряешь стопицот процентов, не сможешь даже пользоваться ею с запретом последующей продажи, ее заберут, статус добросовестного приобретателя здесь не применим. Где-то я уже это писал - лично отжимал машины из третьих-четвертых рук. Есть только один вариант ее себе оставить - это принять на себя обязательства залогодателя (опять же - если залогодержатель согласится), что будет означать, что данной тачкой надо будет ответить, если должник не расплатится (а он, очевидно, в заднице).
Короче, на вторичном рынке авто приобретать относительно безопасно можно только у банков, реализующих залоговый конфисаж (при условии что отжат он у первого владельца!!!), либо у проверенных/знакомых людей, все остальное - риск.
P.S. Если даже где-то РЭО ГИБДД и ведет некий учет, препятствуя сделкам с залоговыми авто, этот факт никак не скажется на эффективности разрешения вопроса, если всё же такая сделка произойдет; также считаю невероятным, что в этом случае удастся привлечь РЭО к солидарной ответственности.