Таки дошли руки накатать отчет о замене ступичного подшипника с фотками.
<-Серия первая->
Отчет о замене переднего ступичного подшипника в гаражных условиях, Honda CR-V RD1
Перечень того, что и как можно и
не нужно делать
Ну и кой-какие полезные подробности. Заранее извиняюсь, под некоторые части очета фото нет, например, нет фото нового ступичника и нет фото запрессовки ступицы во внутреннюю обойму уже установленного в поворотный кулак ступичного подшипника.
Краткое резюме: не имея (1) съемника для шаровых/рулевых наконечников, (2) съемника для стопорных колец, и, самое главное -- (3) либо больших тисков, либо гидравлического пресса, либо любой другой приспособы для запрессовывания, а не забивания ступичного подшипника, плюс набор оправок -- нефиг туда лазить. Я провалил пункт три
Пара иллюстраций из каталога - я буду на них периодически ссылаться.
Рисунок 1:
Рисунок 2:
Ну и, собственно, подробности.
Ставим машину "на ручник", для страховки можно подложить что-нибудь под задние колеса. Развальцовываем и ослабляем ступичную гайку - она по центру колеса, самая большая
У меня была запасная гайка, купил за 150р. "со склада" (продавец при мне скрутил её с нового ШРУСа, такая вот жесть), были ещё по 60р. "под заказ", но было некогда
Поэтому напарничек (работали вдвоем) просто сорвал гайку, не развальцовывая. Результат (печальный для гайки) на фото:
Далее, ослабляем колесные гайки, поднимаем машину на домкрате, снимаем колесо. Для страховки подкладываем что-нибудь, например, только что снятое колесо, примерно под начало нижнего рычага подвески. Скручиваем ступичную гайку. Далее снимаем кронштейны провода датчика АБС и сам датчик, отводим в сторону
(рис. 1, №№ 9(10), 14, 15). Далее откручиваем один из двух, ближний к тормозному суппорту, кронштейн тормозного шланга, выкручиваем направляющие плавающей скобы тормозного суппорта
(рис. 2, №№ 13, 14), снимаем скобу
(рис. 2, то большое, рядом с №№ 13,14 ), отводим в сторону. У меня она просто легла на пол, длины тормозного шланга хватило - впритык. Осторожнее с пыльниками направляющих - их легко повредить. Вынимаем из суппорта тормозные колодки, метим маркером/запомнинаем как они располагались, как располагалась сопутствующая мелочевка
(рис. 2, №№ 7, 11, 15). Выкручваем болты, удерживающие рамку суппорта
(рис. 2, № 18), снимаем её
(рис. 2, то, во что вкручивается № 18 ). Снимаем тормозной диск
(рис. 2, № 16). Он держится на ступице
(рис. 2, №4) на колесных шпильках
(рис. 2, № 19 ), с хорошим люфтом, на центральном посадочном (для него и для диска колеса) диаметре ступицы, это тот, который у нас DIA=64.1 мм, тут зазор уже значительно меньше, ну и плюс два центрующих винтика
(рис. 2, № 21) под крестовую отвертку Philips PH №3. Фото отвертки:
Можно использовать Philips PZ №3. Обязательно шлиц винтика вычистить как следует. Ну и, ясен пень, Унисма / WD-40 рулят
Суть в чем -
неидеально подходящая по шлицу отвертка махом угробит этот самый шлиц, тем более, что эти винтики у 90% машин (я не только про CR-V) вечно закисшие. Если тормозной диск не снимается - на нем есть пара отверстий, не знаю, правда, под какую резьбу, скорее всего под такую же, как у этих двух винтиков, можно его снять (отжать от ступицы), вкрутив в эти отверстия длинные болтики. У меня было интереснее - посадочный диаметр на ступице, на котором сидел тормозной диск, был слегка расклепан - кто-то когда-то в каком-то сервисе поработал по этому месту кувадлой, видать ШРУС меняли, изверги. Подходящих длинных болтиков под рукой не было, помог молоток по кругу
Далее расшплинтовываем и скручиваем гайки рулевого наконечника и двух шаровых
(рис. 1, №№ 12, 16, 13, 17), запоминаем / метим, какая откуда. Самым неаккуратным не помешают запасные шплинты. Далее съемником для шаровых выпрессовываем из поворотного кулака рулевой наконечник, затем верхнюю шаровую
(рис. 1, № 5(6)). По съемнику - небольшое отстсупление. Тот, который все рекомендуют, стОит в наших краях от 1500р. Купил на авторынке за 250р. подходящий по размерам от какой-то нашемарки. Из нескольких похожих взял тот, который чуть меньше по габаритам и способен сильнее сжаться, но, блин, из сыромятного железа. Оказалось, что места там достаточно, сжиматься съемнику так сильно не нужно, т.е. можно было купить за те же 250р. чуть бОльший съемник, такой же конструкции, но закаленный. Фото съемника:
Как видно на фото, палец на съемнике согнут уже не под 90 градусов
В целом, всё обошлось типическим для этой операции -- подтягиванием съемника плюс легкими резкими ударами сбоку по проушине, в которой находится хвост выпрессовываемый шаровой, и далее по кругу, повторять до получения результата
Дальше.. Немного выбиваем хвостовик ШРУСа (это то, на что была накручена ступичная гайка) из ступицы, внутрь машины
Стараемся не повредить резьбу под ступичную гайку. Хвостовик начинает более-менее свободно перемещаться в шлицевом соединении со ступицей. Достаточно. Выпрессовываем нижнюю шаровую из нижнего рычага подвески (тот этап, на котором мой сыромятный съемник слегка разогнулся). Снимаем поворотный кулак в сборе
(рис. 1, № 1(2)) (со ступицей - это та часть, которая крутится, с нашим подшипником внутри, с нижней шаровой и с грязезащитным щитком тормозного диска) со шлица ШРУСа. Откладываем в сторонку. Освбодившуюся полуось, с внешним ШРУСом на конце, аккуратно паркуем (без вывертов и сильных вытягиваний "на себя"). Фото того, что осталось:
По центру стойка, сверху верхний рычаг подвески и шаровая, снизу полуось в сборе, лежащая на нижнем рычаге подвески, в котором видна проушина под нижнюю шаровую, слева рулевой наконечник и свисающий на своём проводе (вместе с крепежным кронштейном) датчик АБС, справа полулежит-полувисит на тормозном шланге плавающая скоба тормозного суппорта.
Дальше начинается самое весёлое - разборка поворотного кулака и замена в нем ступичного подшипника. Лирическое отступление: ступичный подшипник. Он у нас шариковый, двухрядный, радиально-упорный. Внутренняя обойма состоит из двух половин - каждая под свой ряд подшипников. Эти полуобоймы на несобранном в узел автомобиля подшипнике довольно несложно выбить или вытянуть по неаккуратности, наружу, в противоположные стороны. Собрать обратно, не повредив подшипник и его сальники, не занеся внутрь пескообразной грязи с пола гаража и с рук - гораздо сложнее. Ладно. Номер раз - выбиваем ступицу из поворотного кулака. У нас получилось как-то так: постучали через оправку по задней части ступицы - она выскочила из поворотного кулака, ступичный подшипник - большей частью - остался в поворотном кулаке - внешняя обойма, задняя часть внутренней обоймы, все шарики. Остатки ступичника выглядели в точности так, как показано на
(рис. 2, № 2 ) Передняя часть внутренней обоймы осталась на шейке ступицы, пришлось её сбивать, аккуратными ударами по кругу (во избежание перекосов, задиров, замятий - металл обоймы подшипника гораздо тверже металла ступицы). Здесь можно попробовать подобрать какой-нибудь съемник для подшипников, но это должно быть действительно могучее и явно недешевое устройство. Можно охладить ступицу вместе с засевшей на ней передней внутренней полуобоймой подшипника. У металла, из которого сделан подшипник (одна бабка сказала
), коэффициент теплового расширения/сжатия небольшой, у металла ступицы он больше. В итоге, при охлаждении ступица сожмется сильнее, чем обойма подшипника, и обойма снимется (съемником или просто собьется) много легче. Дальше снимаем грязезащитный экран
(рис. 2, № 17) тормозного диска. Можно и не снимать, но он будет мешать и, в итоге, скорее всего, погнется. Три винта под крестовую отвертку Philips PH №3 и немного постучать. Дальше - съемником для внутренних стопорных колец легким движением руки снимаем стопорное кольцо ступичного подшипника
(рис. 2, № 20). Фото съемника:
Без него это был бы тот ещё секс
Дальше упираем оправку (сгодится только что сбитая внутренняя полуобойма) в оставшуюся в ступичном подшипнике вторую внутреннюю полуобойму, и короткими, сильными, но аккуратными ударами выбиваем ступичный подшипник из поворотного кулака, в том же направлении, куда вышла ступица. Теперь чистим посадочное место ступичного подшипника и его стопорного кольца в поворотном кулаке. Мне пригодилось: УНИСМА (за свои 65 рублей отквашивает ржавчину ничуть не хуже, чем WD-40 за 265 рублей), небольшая плоская отвертка, ветошь. Кто-то добавляет к этому набору шкурку "нулевку", но в моем случае не понадобилось.
<-Конец первой серии->