Kirill
CR-V (I поколения)
Модератор
Offline
Пол:
Сообщений: 4564
Имя:Кирилл Авто:Была RD-I АT 2000 / Стал T31 CVT 4WD г.Москва
|
|
« : 28 Августа 2007, 21:57:40 » |
|
Упрощенно, человек может быть в одном из двух “полярных” состояний — бодрствовать или спать. Во сне он восстанавливает затраченную энергию. Причем у спящего активность мозга недостаточна для целенаправленного поведения (чтобы мыслить и переключать внимание). Однако сон — не просто торможение нервной системы. Это циклический процесс. Но и уровень бодрствования меняется от высокого, когда человек активен и деятелен, до низкого — дремоты.
Признаки засыпания водителя
Самоощущение Человек, управляющий автомобилем, должен контролировать себя, ориентируясь на собственное привычное состояние. Поскольку у каждого есть особенности характера и поведения, необходимо замечать их изменение. Об опасной усталости и, соответственно, возможном засыпании свидетельствуют:
-появление рассеянности, раздражительности; -снижение бдительности; -ослабление самоконтроля; -восприятие действительности “кусками” — с временными провалами, когда водитель не может восстановить в памяти предшествующую дорожную обстановку; -появление слабости в руках и ногах — впечатление, что работать рулем, нажимать педали, переключать передачи стало тяжелее; -ощущение сухости во рту, “песка” в глазах, сонливости (дремоты), тяжести в затылке, шее или спине, а также общей вялости. С позиции пассажира Люди, сидящие в машине, могут судить о состоянии водителя по внешним признакам. Он устал или уже засыпает, если: -отвечает на вопросы с задержкой и невпопад; -выглядит заторможенным; -опускает веки — часто моргает; -кивает головой — в обиходе говорят: “клюет носом”; -трет глаза, виски, лоб; -меняет положение тела на сиденье, курит или открывает боковое стекло чаще, чем в начале поездки; -проезжает на красные сигналы светофоров либо мимо нужных поворотов; -уменьшает скорость на свободной дороге, потом, спохватившись, разгоняет машину, а затем снова едет слишком медленно; -плавно “упускает” автомобиль на соседнюю (встречную) полосу движения, а потом резко возвращает его на место.
Побороть сонливость можно только одним способом — остановить машину на площадке отдыха, за пределами дороги или в переулке (дворе) и поспать (подремать) 15-20 мин. Все остальное (кофе, курение, громкая музыка, открывание окон и т.п.) — полумеры, их эффект незначителен и скоротечен.
Всем водителям целесообразно:
-выспаться перед выездом. Восьмичасовой сон — доказанное наукой время полноценного отдыха. Систематическое недосыпание повышает утомляемость и раздражительность; -не управлять автомобилем в болезненном состоянии; понимать, что с возрастом (старше 40 лет) человек медленнее реагирует на меняющиеся сигналы светофоров и перемещения пешеходов, машин и т.п. — позже их замечает, дольше осмысливает и действует с худшей координацией движений; -начинать поездку с желанием и в хорошем, оптимистическом настроении; -учитывать физиологическое снижение работоспособности в течение суток (между 14—16, 21—22, 2—4 и 9—10 часами) в это время делать перерыв, выбирать менее напряженный маршрут и т.п.; -слушать периодически (15—20 мин. в час) негромкую ритмичную музыку. Громкая не бодрит, а наоборот, утомляет человека; -обтирать лицо, особенно когда жарко, увлажняющей салфеткой на ходу и умываться холодной водой — при остановках; -чередовать управление машиной и отдых: после 2—2,5 часа движения делать 5—10- минутные перерывы. Начав поездку вечером после основной “сидячей” работы (а ночью — в любом случае), останавливаться чаще — через 1—1,5 часа вождения. Во время отдыха можно выпить чай или кофе, размяться (сидя в машине или выйдя из нее), помассировать голову, шею, руки, а при необходимости — подремать; -Вечером и ночью у большинства людей, независимо от их воли, периодически ослабевает внимание и возникает сильная сонливость. Это неизбежно, поскольку заложено природой; -не курить в салоне автомобиля — курение, даже пассивное, снижает скорость реакции на изменение сигналов светофоров и ухудшает общее самочувствие. Нередко у водителя вместо ожидаемой бодрости появляется сонливость или вялость; -пересаживать пассажира, желающего поспать, с переднего сиденья на заднее. Многих водителей спящие рядом люди усыпляют — эффект, похожий на передачу зевоты от одного человека другому. Водителям-женщинам, помимо перечисленных рекомендаций, нужно учитывать свои физиологические особенности (на 30—40% меньшую, чем у мужчины, мышечную силу, а также “критические” дни). Поэтому женщинам необходимо: -оценивать свои возможности реалистично. Например, в отпуске даже при хорошем самочувствии, исправном автомобиле, благоприятной погоде и не слишком загруженной дороге проезжать максимум 400 км в сутки; -управлять машиной в удобной обуви, желательно на низком каблуке — чтобы равномерно распределить мышечную нагрузку на стопы и предотвратить застойные явления в ногах; -не водить автомобиль в период беременности — ее могут осложнить, вплоть до выкидыша, дополнительные эмоциональные нагрузки в сложных дорожных ситуациях.
|