| robson 
								Ветеран CR-V Club        Offline 
								Пол:   
								Сообщений: 8517
								
								 Имя:Роберт Авто:Митсубиси АСХ год:2021 г.Мск Теплый стан
							 | 
								|  | « Ответ #2726 : 03 Апреля 2009, 18:21:38 » |  | 
 
 Бизнес-этикет по-китайски.
 Мой тайваньский приятель Майкл вернулся в среду вечером с какой-то
 очередной пьянки, для конспирации гордо именуемой международной
 логистической конференцией.
 
 Придя в офис в четверг утром, я обнаружил, что Майкл уже сидит за
 компьютером и с остервенело-обречённым лицом давит на клавиши. Обычно он
 раньше половины десятого не появляется – лаобань всё-таки (то бишь
 директор).
 Поэтому я искренне удивился:
 - Майкл, ты ли это?!! Не верю своим глазам!
 Майкл поднял голову с лицом типа «А?!! Кто здесь?!!», узнал меня,
 грустно вздохнул и ответил:
 - Да я и сам не верю… Просто надо было пораньше прийти, чтобы за день
 почту разгрести – на конференции не до этого было…
 Ну да, конечно, понимаю – сложно отвечать на письма, когда в одной руке
 стакан, а в другой бутылка. По себе знаю…
 
 Тут надо сказать пару слов о том, как в Китае работает электронная
 почта.
 
 Вообще, бизнес-этикет здесь – вещь достаточно условная. Я, например, раз
 в три месяца повязываю себе галстук… и снова развязываю и вешаю в шкаф.
 Повязываю просто для того, чтобы не забыть, как это делается. Ну, не
 принято здесь носить галстуки. Галстук – униформа агентов по
 недвижимости или по страхованию. Здесь абсолютно нормально, если глава
 корпорации с оборотом в пару миллиардов долларов приезжает на переговоры
 в джинсах с пузырями на коленях. Или вообще в шортах, если с партнёром
 давно знакомы. И с визитками не особо парятся: есть – хорошо, нет – и
 ладно. Лишь бы человек был хороший.
 В одном из лучших учебников практического, действительно разговорного
 китайского языка фраза «у меня нет визитной карточки» даётся в начале
 второго урока, сразу после стандартных приветствий и представлений.
 
 Однако есть две ипостаси бизнеса, в которых этикет блюдётся с должным
 пиететом. Первая из ипостасей, естественно – это еда. О церемонии
 совместного поглощения пищи и напитков в процессе переговоров можно
 написать отдельную монографию. Или роман. Там всё не то, чтобы жёстко
 регламентировано, но… как бы это так правильнее выразиться… Это для
 китайцев – СВЯТО.
 
 Вторая очень милая особенность китайского бизнес-этикета – это отношение
 китайцев к электронной почте. У них принято ставить в поле «Копия» как
 можно больше адресов своих коллег. Так, начиная работу с клиентом,
 китайский менеджер по продажам сразу ставит в копию своих коллег из
 оперативного отдела, из финансового, секретаря компании, директора… В
 общем, всех тех, кто сейчас или в будущем прямо или косвенно будет иметь
 отношение к данному проекту.
 В принципе, очень здраво – дабы в будущем ни одна зараза… пардон, ни
 один недобросовестный менеджер не мог «откосить» от выполнения своих
 обязанностей – я, мол, был не в курсе, и вообще это ко мне не относится.
 Извини, родной, не верю – вот он ты, в поле «Копия», с самого начала
 переписки болтаешься! И до сих пор ни слова возражения от тебя не было.
 Так что будь любезен, перечитай всё ещё раз с начала и – трудись!
 
 При всей здравости этого подхода, иногда бывает смешно. Так, одна
 девушка, ведя со мной переписку, тоже ставила в копию штук пять своих
 коллег. А потом ей зачем-то понадобилось переслать полученное от меня
 письмо на свою личную почту. Мало ли – дома решила подумать над
 проблемой, если на выходных заняться будет нечем. Но она, и пересылая
 письмо от себя себе же, опять поставила всех в копию – и меня, и всех
 своих коллег. По привычке, наверное.
 Согласно внутренней программе.
 
 Так вот когда Майкл сказал о своей почте, я всё понял. Он – директор, а
 значит, ему пришла куча писем, в которых его подчинённые решили, почему
 бы то ни было, его упомянуть. За три дня.
 - Много? – участливо спросил я.
 - Чуть больше семисот… - вздохнул Майкл.
 - Ладно, не буду мешать. Удачи!
 - Спасибо… - и Майкл опять обречённо повернулся к своему компу и
 принялся барабанить по клавиатуре.
 
 Без пяти двенадцать Майкл подошёл ко мне.
 - Ну что, обедать пойдём?
 - Конечно!
 Я схватил куртку, и мы галопом понеслись к лифту, пока ещё не начался
 обеденный перерыв, и в лифты не хлынули тысячи голодных офисных
 сотрудников, рвущихся в предприятия общепита, как стада тучных тельцов
 на вожделенные пастбища. В полдень и в конце рабочего дня понимаешь,
 почему аренда на верхних этажах стоит существенно выше, чем на нижних.
 Дело тут совсем не в умопомрачительных красотах Шанхая, которые
 открываются из окон верхнего этажа. Китайцы – народ практичный, и им
 плевать на пейзаж за окном.
 По крайней мере, переплачивать за такую красоту они не привыкли. Просто
 если офис находится на одном из средних этажей здания, то вероятность
 попасть в лифт в час пик стремится к нулю. Быстрее пешком спуститься.
 Этажа с тридцатого.
 Есть потом долго не хочется, уверяю. Я сам пару раз попадал в ситуацию,
 когда не мог войти в лифт, даже находясь на верхнем этаже, поскольку
 особо ушлые и голодные набиваются в лифт ещё на его пути наверх.
 
 В этот раз мы успели. Спустились, галопом домчались до ресторанчика, в
 котором обычно обедаем, быстро просканировали зал, засекли два свободных
 места, подбежали, плюхнулись. Ещё один бой в ежедневной битве за
 выживание в Китае выигран.
 
 Утробное голодное урчание вскоре сменилось на более спокойное чавканье.
 Которое, в свою очередь, постепенно перешло в удовлетворённое
 посапывание.
 Всё. Голод победили, теперь будем сражаться со сном. Чтобы сделать эту
 схватку более интересной, заказали по чашке кофе. В процессе
 прихлёбывания, я решил блеснуть политесом и поинтересовался у коллеги:
 - Ну, как твоя почта? Всю разобрал?
 - Ещё нет, но основную часть разгрёб. Когда я уходил, оставалось двести
 пятьдесят шесть писем. Вряд ли во время обеда много нападает. Так что,
 думаю, к вечеру управлюсь.
 - Прекрасно, рад за тебя!
 Майкл благодарно кивнул и вдруг начал ржать.
 Это было так неожиданно, что я поперхнулся. Что я такого сказал?!!
 Майкл увидел мои выпученные в изумлении глаза и простонал сквозь смех:
 - Извини, это я не над тобой!.. Просто вспомнилось вдруг…
 
 Когда Майкл закончил смеяться, утёр слёзы и смог опять нормально
 разговаривать, он поведал мне замечательную историю.
 
 Жила-была некая китайская компания. И были в ней два достаточно толковых
 менеджера, которые отвечали за работу с заокеанскими клиентами. Назовём
 их условно Стивен Ван и Сьюзи Вэнь. Звали их, конечно же, по-другому, но
 все китайцы, работающие с иностранцами, берут себе английские имена.
 Чтобы зарубежные партнёры не ломали себе головы, пытаясь запомнить, кто
 есть кто, кто мальчик, а кто девочка. В общем, нормально они работали,
 все были ими довольны – и клиенты, и коллеги, и начальство. Но тут
 пришёл сезон отпусков.
 И так уж получилось, что как раз в этом году у них отпуска пересекались.
 Нет, всё хорошо, без подвоха: всё было согласовано заранее, ни один
 проект не должен был пострадать, ни на кого из коллег дополнительная
 нагрузка не взгромождалась.
 
 Первая в отпуск ушла Сьюзи Вэнь. Стивен Ван спокойно отработал
 положенную норму за себя и за неё и совсем уже было собрался тоже
 уходить в отпуск, как получил новый заказ от своего старого
 американского Клиента, мистера Джона Смита. Ничего необычного, такой же
 заказ, как и все предыдущие. Поэтому он быстро оформил все необходимые
 согласования и распоряжения и передал заказ в производство. И в пятницу
 вечером, перед уходом с работы, он сел и написал письмо Клиенту:
 «Уважаемый мистер Смит, Ваш заказ номер такой-то размещён в
 производство, всё ОК. Срок исполнения заказа – три недели. Я с
 завтрашнего дня ухожу в отпуск. Через две недели выйдет из отпуска моя
 коллега – мисс Сьюзи Вэнь, она и будет заниматься вопросами, связанными
 с отгрузкой Вашего заказа в Ваш адрес. Бла-бла-бла и всё такое. Искренне
 Ваш, Стивен Ван». Благо, Сьюзи тоже прекрасно знала и этого Клиента, и
 специфику работы с его заказами.
 
 Написал письмо, поставил в поле «Копия» адрес Сьюзи, нажал на кнопку
 «Отправить», выключил монитор и убыл восвояси. Весь в предвкушении
 заслуженного отпуска.
 
 Убыл он в шесть часов вечера с копеечками. А в шесть десять компьютер
 мисс Сьюзи, у которого тоже был выключен только монитор, скачал с
 почтового сервера это письмо.
 
 Надо сказать, что незадолго до этого в их компании ввели новомодную
 фичу.
 Помните, я говорил о трепетном отношении китайцев к электронной почте?
 Согласно китайскому бизнес-этикету, ни одно письмо не должно оставаться
 без ответа, причём скорейшего. И тот же Майкл, я уверен, на девяносто
 процентов полученных им писем отвечает просто: Noted with thanks. Типа,
 спасибо, принял к сведению. А как быть, если человека нет на месте?
 Непорядок получается: письмо отправлено, а ответа нет! Вот и ввели в
 компании такое правило: если человек планово отсутствует на рабочем
 месте, он включает в почтовой программе функцию автоответчика. И Сьюзи
 Вэнь, исправно следуя должностной инструкции, перед уходом в отпуск
 включила эту функцию. Точно так же поступил и Стивен Ван.
 
 Компьютер Сьюзи, получив письмо, сгенерировал автоматический ответ:
 «Сорри, мол, я сейчас в отпуске, буду тогда-то и тогда-то. Если есть
 проблемы, звоните в офис, вам помогут. Искренне ваша, Сьюзи Вэнь».
 Сгенерировал комп это письмо и отправил. А в шесть двадцать компьютер
 Стивена Вана скачал это письмо с почтового сервера. И – угадайте, что
 сделал? Правильно, сгенерил автоматический ответ! Типа, бла-бла-бла,
 буду тогда-то и тогда-то. Опять-таки, искренне ваш. И в шесть тридцать
 это письмо постучалось в электронное нутро компа мисс Сьюзи Вэнь…
 
 Уловили?..
 
 Я потом не поленился, взял калькулятор и посчитал результаты этой
 переписки между двумя компьютерами. Знаете, есть такая книга «Почтальон
 всегда звонит дважды»? Каждому из наших героев электронный почтальон
 звонил трижды.
 В час. Двадцать четыре часа в сутки. Семь дней в неделю. Две недели.
 Плюс ещё тот уикэнд, который последовал сразу за уходом Стивена в
 отпуск. В общем, когда Сьюзи вышла из отпуска, она обнаружила в своём
 почтовом ящике больше тысячи писем от Стивена Вана: «Искренне ваш,
 целуйте фикус, поливайте бабушку». ОДИНАКОВЫХ писем. Не считая тех
 залётных (ещё, думаю, штук пятьсот), которые всё-таки умудрились
 вщемиться в этот бурный эпистолярный роман. При этом никому из коллег
 и в голову не пришло за две недели включить монитор. А зачем? Комп
 работает, нужные файлы с него по сети скачиваются.
 Значит, нет смысла лезть в чужой компьютер. Прайваси – оно и в Китае
 прайваси.
 
 Я не знаю, есть ли у компьютеров чувство юмора. Наверное, нет. Это и
 правильно.
 Иначе они бы лопнули со смеху и нанесли ущерб компании. По крайней мере,
 все коллеги Сьюзи ржали так, что работа в офисе была парализована как
 минимум на день. Надеюсь, что вы тоже повеселились от души…
 
 Похихикали, да? Очень хорошо! Потому что сейчас придётся поплакать.
 Если, конечно, у вас есть сердце …
 
 Ведь мы забыли ещё об одном персонаже нашего повествования! Помните,
 кому Стивен отправил самое первое письмо? Правильно, Клиенту, мистеру
 Джону Смиту. Сьюзи там в копии стояла. Но вот когда комп генерит
 автоответ, он ведь тех же адресатов указывает, в полном составе. И
 бедный Клиент за те же две недели получил почти две с половиной тысячи
 писем! И сидел он, горестно, подперев рукой голову, и с тоской в глазах
 наблюдал, как в его почтовый ящик сыплются письма: от господина Стивена
 Вана мисс Сьюзи Вэнь – с почтением, от мисс Сьюзи Вэнь господину Стивену
 Вану – с неменьшим почтением… И ныне, и присно, и вовеки веков.
 Интересно, что думал в это время Джон Смит? Я одно время увлекался
 чтением американских полицейских боевиков в мягких обложках, в
 оригинале. Персонажи этих произведений не особо интеллигентничают в
 своих монологах. Но, думаю, сумей я прочесть мысли бедняги Джона к
 исходу второй недели, мой запас четырёхбуквенных американских словечек и
 солёных идиоматических выражений существенно обогатился бы! Представляю
 себе, как икали бедные китайские отпускники…
 
 На самом деле, со слов Майкла, история закончилась благополучно. Даже
 Клиент не обиделся. Слава Богу, с чувством юмора оказался. Но
 использование функции автоответчика в той компании запретили под страхом
 смертной казни. Как, кстати, и в компании Майкла.
 |