Den4
|
|
« : 13 Августа 2010, 14:50:48 » |
|
Количество самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев в России сравнимо с уровнем смертности от этих же причин в Сьерра-Леоне, Анголе и Бурунди, странах, переживающих или недавно вышедших из военного конфликта. После распада Советского Союза на три смерти в России приходится только два рождения.
Таковы данные исследования, опубликованного профессором Американского института предпринимательства Николасом Эберштадтом в книге «Демографический кризис России в мирное время».
«Это не просто обширный демографический кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих ресурсов», — поясняет Эберштадт.
По мнению исследователя, несмотря на все признаки надвигающейся катастрофы, политическая элита России еще не осознала масштаба происходящих изменений.
Американские ученые уверены, что в ближайшие двадцать лет проблема быстрого сокращения трудоспособного населения скажется на всех сферах жизни российского общества.
Из-за резкого демографического кризиса, считают исследователи, России придется пересмотреть свое место на мировой арене, а возможно, даже свое политическое устройство и географические границы.
Рождаемость и смертность
Резкое сокращение населения, которое Россия переживает последние 20 лет, в первую очередь вызвано преобладанием количества умерших над числом родившихся.
Рожают российские женщины в среднем примерно столько же, сколько жительницы Западной Европы. По этому показателю Россию можно отнести к странам «второго демографического сдвига», поясняет Николас Эберштадт.
При этом умирают россияне с невообразимой для Европы скоростью.
«Среднероссийский обобщенный уровень смертности сегодня более чем в два раза превышает аналогичный показатель уровня смертности в Западной Европе», — говорит Эберштадт.
Не менее поразительно, по словам исследователя и то, что «средняя смертность по России… примерно на 50 процентов выше, чем в новых странах-членах Евросоюза, то есть по сути бывших странах советского блока».
Одна из главных причин высокой смертности — сердечно-сосудистые заболевания. От них в России умирают на 40 процентов чаще, чем в Финляндии, европейской рекордсменке по количеству смертей от инфарктов и инсультов.
Образованные, но больные
Исследование Николаса Эберштадта свидетельствует, что Россия выбивается из привычных статистических показателей по целому ряду параметров.
«Россия представляет собой современный парадокс, и возможно, уникальный современный парадокс: при высокой доступности образования налицо недостаток человеческого капитала», — говорит Эберштадт.
Проблем со здоровьем у образованных россиян при этом больше, чем, к примеру, у образованных жителей многих стран Латинской Америки, где учеба доступна значительно меньшему проценту населения.
Разрыв между уровнем смертности образованных россиян и тех, кто образования не получил, не сравним с европейским или американским и находится на уровне аналогичных показателей для Южной Африки.
Для того, чтобы оценить интеллектуальную производительность современной России, Эберштадт взял за показатель количество патентов на изобретения и научные открытия, которые регистрируются в стране.
Вся Российская Федерация, безнадежно отставая от США и Японии, а также Сингапура и Тайваня, получает столько же патентов на душу населения, как американский штат Западная Вирджиния.
«С учетом уровня доходов в стране, а также огромного количества выпускников высших учебных заведений, запатентованных знаний должно быть в три раза больше», — поясняет действие алгоритма Николас Эберштадт.
Уехать для своего же блага
«Руководство в Кремле в какой-то степени пытается бороться с частью этих проблем, но похоже, амбициозные лидеры России еще даже не начали осознавать масштаб того, что происходит», — подводит итог Эберштадт.
Исследователь отмечает небольшие тенденции к стабилизации населения в последние годы и надеется на лучшее.
«Пути назад нет, — категорично заявляет Эндерс Уимбуш, старший вице-президент института Хадсона, много лет занимающиеся российскими исследованиями. — Вряд ли Россия будет спасена или спасет себя сама от такого истощения человеческого капитала, которое сделает ее неконкурентоспособной или даже нежизнеспособной».
Как следствие, считает Уимбуш, такая страна, как Россия в ее нынешнем виде, очень скоро может вообще перестать существовать.
По мнению Уимбуша, главный вопрос: как поведут себя россияне, когда неизбежное станет реальностью. А также, что будет делать российское руководство, и как этим воспользуются другие страны мира.
«Для многих россиян, особенно образованных и профессионально мобильных, это станет побудительной причиной для того, чтобы уехать из России», — считает эксперт.
«Это очевидный поступок, когда вокруг тебя образование становится все хуже, промышленность не развивается, уровень здоровья населения падает, а большинство людей становятся все более несчастными», — добавляет Уимбуш.
Технологии вместо людей
Эндерс Уимбуш из института Хадсона также предсказывает, что место России на мировой арене принципиально изменится.
«При реализации [приведенного выше] демографического сценария, мне сложно представить, что [Россия] останется хотя бы региональной державой», — говорит Уимбуш.
Исследователь считает, что одним из возможных способов борьбы с ситуацией для российских властей стало бы развитие технологий, которые позволили бы частично компенсировать сокращение человеческих ресурсов.
«Я не удивлюсь, если Россия станет еще более активным игроком на рынке ядерных технологий, — говорит он. — Оставшееся влияние страна будет распространять на другие страны, чтобы смещать существующий баланс в своих интересах. И рассматривать Россию будут как силу, влияющую на баланс, но не как лидера и даже не как ключевого партнера в отношениях или союзах».
Фиона Хилл, директор центра международной политики США и Европы в Брукингском институте, добавляет, что многие действия российских властей уже сейчас направлены именно на решение проблем демографии.
Военная реформа и стремление к перевооружению, реформа здравоохранения и образования, — все это, по словам Хилл, связано с демографическим кризисом.
Но главное, на чем концентрируются власти России — попытки восстановить разрушающуюся от времени ифраструктуру страны и диверсифицировать экономику.
«Решать две эти проблемы сложнее всего с учетом указанных выше проблем демографии, — поясняет Фиона Хилл. — Количество трудоспособного населения снижается, а для того, чтобы диверсифицировать товарную и энергетическую составляющую экономики нужно как раз больше квалифицированной рабочей силы».
Таким образом, считает эксперт, модернизация, о которой так много говорят руководители России становится все менее достижимой.
Задачи, стоящие перед властями страны, год от года становятся сложнее. И кто бы ни стал следующим российским лидером, его ждет целый комплекс проблем, часть которых обусловлена самым серьезным в Европе демографическим кризисом.
«BBCRussian.com», Великобритания
|