Охота - это не "охото побыть наедине с природой"))) Охота - это уничтожение части этой природы, а еще вернее - это убийство. Хотя мы и тешим себя словами и мыслями, мол это же спортивно)))), это же здорово))) все это бред, самооправдание. Зверь, идя на охоту (кроме волка и человека) убивает ради того, чтобы выжить, а те кто в скобках убивает ради удовольствия))))
На охоте чтобы хотелось побыть наедине с природой, не убивать просто так или ради добычи, человеку нужно знать и понимать природу иметь чувство уважения, если не любви, ко всему живому, а для этого, наверное, нужны годы. Так уж устроен человек. Мне повезло в жизни с охотой, повезло благодаря деду по матери, охотнику промысловику с 15 лет, благодаря отцу страстному любителю охоты, коренному ленинградцу, в юношеском возрасте попавшему в Казахстан в г. Кзыл-Орду, когда его отца, морского офицера НКВД отправили на Колыму “без права переписки”. В тяжелые годы войны и послевоенное время охота и рыбалка спасала моих близких и других таких же людей от голода, и охотились, чтобы выжить. Уходили годы, жизнь становилась лучше и постепенно охота в нашей семье становилась не только способом добычи пропитания, но и потребностью, страстным увлечением и общением с друзьями и природой. Слава тому благодатному краю с его обилием дичи и рыбы, которая конечно оскудела с тех времён, но и на мою долю выпало счастье охотиться, видеть живую природу во всём её многообразии, познавать на её примере законы мироздания. Немало за годы охоты я пострелял пернатой дичи, крупного и мелкого зверя. Практически представители всей охотничьей фауны обитающей в наших краях, где я жил были моими трофеями. В середине 60-х годов удалось ещё поохотиться с друзьями и на сайгака, гоняясь на автомашине или мотоцикле по такырам за огромными стадами в несколько тысяч особей. Стреляли и волков сопровождавших эти стада в их странствиях по пустыне Бетпак-Дала. Охотился и на джейрана, но меньше – умнее он и при малейшей опасности уходит в барханы. Множества водоплавающей дичи на многочисленных озёрах и реке были постоянно частью охотничьих трофеев ещё в старших классах школы. В 7 лет имел своё ружьё – французскую затворную двустволку 16 калибра, лёгкую с отличным резким боем, с обрезанными стволами и прикладом, сделанным для меня дедом. Вообще дом наш был обвешан разным оружием и нарезным в том числе. Время было другое, у каждого кто хотел, и была возможность купить, имелось ружьё. Первым моим охотничьим трофеем в 11 лет была саджа, которую я сбил влет на берегу реки Сырдарьи (пустынная дичь – саджа, копытка, чернобрюхий и белобрюхий рябок. Сейчас занесён в Красную книгу). Потом мы, уже живя рядом со строящимся городом и космодромом (ныне Байконур), часто стреляли саджу и рябка из скрадков на косах р. Сырдарьи, куда они слетались на утренний водопой большими стаями с характерным криком - бульканьем (поэтому местное название рябка - бульдурук). В школьные годы меня уже захватил охотничий азарт и, в старших классах я тайком сбегал из школы по субботам и уезжал на охоту с взрослыми охотниками знакомыми отца. Тогда постепенно начиналось осмысливание самой природы охоты как единого действия в круговороте жизни, как добычи трофеев, как время препровождения в коллективе охотников, с познаниями повадок дичи, охотничьих мест, навыков стрельбы, оружия, охотничьей этики. Постепенно постигался закон дикой природы - сильный убивает слабого, здоровый - больного, смелый и терпеливый - глупого и трусливого, и всё ради своей жизни и потомства. Со временем мы уже не ставили целью охоты только добычу. На первом месте было общение с друзьями и природой, дальние неизведанные места, неизвестные способы охоты на редкую дичь. Стреляли с машины загоном кабана на кукурузных полях, начали осваивать Куан-Дарью и Жана-Дарью, когда туда, в пустыню Кызылкум, волей “партии и народа” направили воды р. Сырдарьи высушив озёра и тугайные леса по берегам реки, и навечно загубили уникальное Аральское море. Вообще деятельность человека на много изменила природные ландшафты в худшую сторону. В 70-80 годах рос город, охотников становилось больше, оружие совершеннее, а методы охоты изощреннее. И дичь та, что осталась, ушла далеко, стала пуганной и малочисленной. Появились бригады охотников для заготовки мяса. Сайгака стреляли уже из автоматов, оставляя много подранков, остатки фазана угнали за сотню км, пустынные места, где саджа выращивала потомство превратили в скопище пыльных дорог и болота. Космодрому нужна была вода и пустыню на сотни километров в округе окружили артезианскими скважинами и трубопроводами сточных вод, сбрасываемых прямо в степь, а берега обмелевшей реки и часть островов вырубили и выжгли. Но я уже не жил в этом городе, лишь почти каждый год приезжал к родителям, встречаясь с родными и близкими, видел и знал всё это.
Потом, в пустынных отрогах Джунгарского Алатау, у меня начался новый этап познания охотничьей науки гор и предгорий. Началась охота, связанная с большими физическими нагрузками, непредсказуемостью погоды высокогорья, с суровой красотой голых скал и мало заросших растительностью ущелий. Охота на горную дичь по праву считается самой трудной и опасной. Чтобы охотится в горах, нужна хорошая физическая подготовка, выносливость, терпение и упорство, умение передвигаться по горным осыпям, голым скалам и небольшим ледникам. Хребет Малайсары, Алтынэмель, горы Шолак, с их наскальными рисунками древних охотников, Калканы, почти на три десятка лет стали моим местом познания природы гор и их обитателей. (В настоящее время часть хребта Алтынэмель к югу до р. Или с горами Калканы и “Поющей горой”, является Национальным парком Казахстана). Здесь основным объектом охоты стали кеклики (горная куропатка), семиреченский фазан, заяц, барсук, лиса, корсак, редко горный козёл - тек ( он же тау-теке, сибирский горный козёл). Здесь у охотника меньше шансов иметь добычу при спортивных методах охоты, здесь преимущество на стороне дичи, и в этом вся прелесть. Охота на горную индейку - улара, “высший пилотаж” трудности, ибо обитает улар на высоте более 2000 метров, очень осторожен и редко подпускает охотника на верный выстрел. Лишь однажды за многие годы охоты мне удалось при траверсировании горного хребта на высоте 2400м в районе перевала Алтынэмель набрести на место обитания и гнездовья уларов и увидеть их на расстоянии 10-15 метров. Как то при выслеживании теков в окрестностях вершины Матай мы с приятелем набрели на место в ущелье, где валялись кости и рога козлов в большом количестве. Череп с рогами тека размером 96 см до сих пор в гараже у приятеля. (В описаниях можно встретить экземпляры с рогами до 1,5м, но я таких не встречал) Известный писатель и натуралист Максим Зверев высказывал предположение в своих заметках что теки, чуя приближение смерти, прыгали со скалы в пропасть в определённых местах и так образовывались их кладбища. Так это или нет, пусть лучше останется красивой загадкой. Последний раз имея лицензию, мы охотились с приятелем на тека пять лет назад, но так за два дня и не подошли на верный выстрел из гладкоствольного ружья. За годы охоты у меня было несколько любимых ружей, но все 16 калибра и с внутренним расположением курков (бескурковки). Сейчас я охочусь с бывшим отцовским ружьём ИЖ -58, 16 калибра, со стволами длинною 750 мм 1961г выпуска, изготовленным на Ижевском заводе небольшой партией. Считаю, что «модель Иж-58», по совокупности критериев, является и сейчас лучшим, ижевским, а может, и советским ружьем с горизонтальным расположением стволов для любительской и промысловой охоты на пернатую дичь и мелкого зверя.
На протяжении многих лет моими настольными учебниками об охоте и природе были книги В.Е. Германа, М.Зверева (более 120 изданных книг) в меньшей степени Пришвина и Аксакова. Конечно, вершиной охотничьего мастерства человека слившегося с природой является Дерсу Узала, описанный В. Арсеньевым. Огромный заряд силы духа человеку, даёт в своём творчестве Георгий Федосеев - геодезист и писатель. Его Улукиткан, преемник Дерсу, продолжает охотничью тропу с присущим малым народам пониманием своего места в окружающей природе. Много о природе пустынных мест и предгорий узнал я из книг профессора-энтомолога П.И. Мариковского, который в своих путешествиях и наблюдениях за насекомыми, первым обнаружил и описал наскальные рисунки древних охотников в горах Шолак на правом берегу р. Или. В молодые годы альманах “Охотничьи просторы”, который впервые вышел в 1950 году, был ежегодным бестселлером среди друзей охотников и непременным обитателем нашей домашний библиотеки. В трудные 1992 годы альманах перестал выходить, но потом через несколько лет был возрождён группой охотников - энтузиастов, но я с тех пор, к сожалению, не держал в руках издания всех последующих лет.
Я не люблю, и никогда не любил, шумных, многолюдных охот. Лишь в одиночестве находясь на природе человек, остаётся самим собой, таким, каким он есть без “грима и прикрас”, со своим пониманием жизни и эмоциональным состоянием. Тогда он и ведет себя соответственно, а природа отвечает ему тем же. Меня никогда не тянуло в места с буйной растительностью, с обилием дичи и легкостью ее добычи. Мне больше по душе красота суровых мест, где для того чтобы выжить природе требуется много жизненных сил, умения и упорства, и только здесь больше шансов у дичи остаться живой, искуснее мастерство охотника и желаннее трофей. Вообще у человека должен существовать гуманизм охоты, он в том, чтобы каждому животному или птице дать шанс выжить и уйти от охотника. За многие годы охота приучила меня к борьбе с трудностями, воспитала во мне духовную силу и стойкость, научила терпению и упорству. И теперь я знаю наверняка, что вся прелесть охоты в познании природы, в понимании её места в этом мире в доброте и сопереживании к нашим меньшим диким братьям.
Теперь и у нас начался этап искусственного дичеразведения. “Разработаны биологические обоснования на разведение серой куропатки, марала и кабана. В будущем появление искусственно разведенных зайцев, оленей, ланей и даже муфлонов”
И становится грустно, что и мы начали приближаться к охоте на искусственно выращенную дичь, при таких огромных безлюдных территориях, многообразии природных зон и животного мира, но при полнейшем отсутствии уважения и бережного отношения к уже существующей природе.
Сейчас я выезжаю на охоту редко 2-3 раза в год в основном один и далеко где меньше дичи и людей, в места, к которым к счастью, нет интереса некоторым современным охотникам на джипах с их барскими или ханскими охотами. Еду, чтобы увидеть логово волка под большим камнем, где было выращено не одно поколение серых разбойников. Чтобы наблюдать бой петушков кекликов, которые в порыве борьбы не замечают никого на расстоянии 10 метров, чтобы увидеть, гордый одинокий силуэт архара на вершине неприступной горы, услышать шум горной речки с чистой холодной водой, вобравшей в себя живительную силу земли и историю тысячелетий. Теперь еду для общения с природой.
И так же, как много лет назад, закипает кровь, когда с шумом и криком свечой вверх взмывает фазан, на мгновение становится неподвижным, а потом параллельно горизонту уходит вдаль чт