Путевые заметки Прилепина
Мой спутник: здесь неподалёку вся зелёнка в трупах, сотни. Сошлись украинцы с ополчами, началась рукопашная, сверху всех накрыла артиллерия. Чья - непонятно.
***
Потери среди военкоров здесь, говорят, уже выше, чем в чеченскую за любые пять месяцев войны. Приятно удивило: все военкоры слушают 25/17 - братья становятся национальной группой.
Все шесть военкоров с которыми вчера провели день - абсолютно, в моём понимании правильные московские парни. Все 80-х годов рождения. Всё время удивляюсь, что есть огромное количество продвинутых, зарабатывающих, честных и красивых молодых московских людей, ни чем не похожих на столичную кофейную снисходительно-снобистскую тусню.
Все читали мои книги, это было приятно, признаюсь).
***
Подъехал ополченец, в машине музыкальная сборка, первая песня - "Смуглянка", автор, напомню, композитор Анатолий Новиков, мы в одном роддоме родились, в городе Скопин Рязанской области.
За "Смуглянкой" шли - "Вставай страна огромная" и российский гимн. Сто лет не видел, чтоб люди с таким удовольствием слушали гимн.
Ещё видел ополченцев, слушающих "Алису".
Поставил парням новую песню Саши Скляра "Когда война на пороге". Все в восторге.
***
На базе нацболов в Луганске на столе при входе лежат маленькие молитвословы, много.
Одно время партийцев носило туда-сюда в вопросах веры. Кто-то, помню, принял в тюрьме ислам. Вообще царил такой стихийный атеизм и антиклерикализм.
Теперь всё стало на свои места.
Новоросские забавы
До сих пор не попадались эти истории, уже тут рассказали. В деталях могу ошибаться, но суть верна.
Моторолла как-то занял точку, с ним всего восемь бойцов. С другой стороны - батальон. Зовёт подкрепление: говорят - не будет.
"Голь на выдумки хитра". Скачивают из интернета график намазов, крики муэдзина и что там ещё нужно.
Подключают колонки и начинают всё это громко транслировать на всю округу, в сопровождении многочисленных характерных криков.
Противоположная сторона благоразумно решает: на фиг, на фиг - там орда чеченцев.
Так восемь человек держат точку несколько дней.
Восемь блокпостов ополченцы взяли на инкассаторских машинах. Солдаты очень удивлялись, что стреляют по машине, а ей хоть бы что. Потом просекли в чём дело.
Идёт обмен пленными.
Рассказываю, что подслушал - говорили не мне, а при мне.
Украинские солдаты не хотят возвращаться назад, умоляют оставить здесь.
- Много?
- Да через одного!
- И что делаете?
- А чего делать? Меняем. Обмен же.
Дальше, спустя минут десять.
- Наши, которых вернули, все рвутся в бой поголовно. Над ними там издеваются как хотят.
(через минуту, после мрачных раздумий)
- ...зато мы с ними нянчимся.
Геополитика с передовой
Из разговоров двух ополченцев между собой.
- Америкосам нужна война всех со всеми. Первыми пошлют нациков ("Правый сектор", "Нацгвардию" - З.П.). Они всем надоели и мешают, поэтому их положат. В идеале америкосам нужен полный бардак, чтоб все воевали со всеми.
- Так, что будет-то?
- Увидим.
- Ага. Из первых рядов. С поп-корном.
Смеются.
***
А этот прикол слышали?
Неделю назад нацгвардия похвалилась, что заминировали электростанцию под Луганском. На них свои же пшикнули: на фиг вы хвалитесь? (Палимся же!)
Её, короче, взорвали на днях.
Огромная территория без света.
По коломойскому каналу передали, что это российская армия расстреляла электростанцию.
Потому что российская армия очень боится света и не любит воды. Расстреляла и сидит в темноте, сухая.
Но ведь верят, верят ведь.
Про Моторолу
Про него тут местные говорят "Бог войны".
Мягко говоря, харизматичный тип.
Обсудили всякие вещи, в том числе и - неожиданно - музыкальные.
Тут спрашивали а нравится ли ему "Рахунок" (песеня группы 25/17 и Ревякина, которые некоторые расценили как промайданную) - да, и "Рахунок" нравится.
С Моторолой была беременная жена. Поужинали вместе. Жена периодически кормила его с рук.
Абсолютно не пафосный и улыбчивый.
Говорят, что он охранником работал в супермаркете. (Мраморщиком тоже работал).
В следующий раз, когда пойдёте в супермаркет - вглядывайтесь в их лица повнимательнее.
На базу меня отправил на своём джипе. Искать другие машины запретил: "У нас тут уже многие ребята так уехали сразу в Киев".
Управлял джипом человек с позывным Чечен. До джипа он дошёл на костылях (ранение в ногу) - потом сел, забросил костыли назад и поехал со скоростью 140 км в час.
***
Вчера был обмен пленных. 38 на 35. По внешним ощущениям - все украинские пленные - солдаты. Они даже строй пытались держать, на "Слава Украине" относительно бодро ответили "Героям слава!"
А те пленные, что украинцы нам передали - ну, мало похожи на ополченцев и уж тем более контрактников.
Украинская сторона не задаётся вопросом, почему если против них воют российская армия - в плену у них только люди, большинство из которых, судя по всему, были забраны с антимайданных митингов.
Новоросские сразу стали рассказывать, что их били - и потом держали месяц, чтобы сошли синяки. Показывали фотографии на справках об освобождении - лица действительно у большинства разбитые.
Из украинских пленных никто не сказал, что их били. Я там стоял среди них.
Удивило почти полное отсутствие украинских журналистов. Была одна англичанка, молодая, бешеная, с украинской стороной общалась с придыханием, на новороссов смотрела, как на скот. По поводу журналиста российского тв, что-то ей сказавшего, бросила нечто вроде "фак ю ю факинг фак", правда, уже в спину.
Внешне пленные, вынужден сказать - это не один народ.
Украинские пленные и русские пленные отличаются даже физиогномически. Русские белей, глаза растерянней и добрее. Те - темнее, в глаза не смотрят, что-то загнанное и злое одновременно в них. Почти все - ниже меня ростом (во мне метр восемьдесят).
...характерная, кажется, деталь, с украинской стороны была навороченная охрана, лица скрывают, все в балаклавах, здоровые как кабаны, упакованы отлично, немного на понтах (на фиг эта охрана нужна, если передача происходит с участием ОБСЕ? Они думают, что новороссы своих пленных заберут, а украинских обратно увезут?). С российской стороны был один ополченец, даже без разгрузки.
Русские на вопрос пойдут ли воевать отвечают, что бороться надо другими методами, но сдаваться нельзя.
Украинских пленных не о чём не спросили. Речь им произнёс военный тоже в балаклаве. Типа: мы вас ждали, мы думали о вас.
Я так и не понял, почему они лица прячут. В Донецке ополченцам запрещено скрывать лица. Да они и не скрывают - напротив, все с удовольствием фотографируются.
На сегодня украинская сторона держит, по разным данным, около полутора тысяч пленных. Известия об их содержании чудовищные и обескураживающие. Пока никак не решусь об этом написать. Нужно с духом собраться.