Внесу свои 5 копеек
постараюсь без теорий заговора и прочих мракобесий, только конкретику по рынку б/у в западной Европе.
Цены на б/у автомобили реально выросли. Причём сильно.
Причина, как вы понимаете, корона. Почему: Кризис 20го сильно повлиял на производство новых машин. Все более-менее крупные предприятия, занимающиеся производством испытывали и продолжают испытывать трудности. В начале кризиса - риск сокращения потребления плюс внедрение новых правил и процедур работы (работа из дома, работа по сменам, контроли и т.п.). С веерным введением "лок-даунов" к перечисленному выше добавляются простои в производстве.
Но это верхушка айсберга. Если копнуть глубже - до сих пор стоят не работающие станки и лежат не собранные узлы. И тут 2 причины. Все выше перечисленное верно как для компонентов необходимых для производства так и для запчастей и узлов станков. Как карточный домик, у которого дёргают карты снизу. Азиатские и не азиатские (Siemens, например) поставщики электроники до сих пор творят что хотят со сроками, поставщики запчастей на месяцы переносят уже подтверждённые сроки поставки... В любой отрасли проблемы: Электроника, гидравлика, металлопроизводство… В смазках особая песня - сокращение потребления керосина (летаем то меньше) приводит к сокращению нефтепереработки, а значит для тех же смазочных материалов, используемых в большом количестве и при изготовлении которых нужны фракции нефти, меньше источников…
В результате – новых машин меньше, у них большие, по сравнению с 2019/2018 годом сроки поставки, новые авто в производстве становятся дороже. Фирменные автомобили в лизинге не меняют, ибо чтобы менять надо чтоб машина была причем сразу, либо через приемлемый срок – а с этим проблема. И приток машин 3-5 лет на б/у рынок сократился. А спрос не просто остался, он вырос, т.к. корона привела к ограничениям и подорожанию общественного транспорта.
Результат – цены на вторичном авторынке ЕС растут, причём во всех сегментах, кроме спорткаров, олдтаймеров и маршруток.
И есть подозрение, что в РФ на вторичке творится то же самое. Предполагаю, что зависимость от лизинга должна быть существенно меньше, так как подозреваю что этот феномен распространён в РФ не так массово. Но её, по идее, заменяет привязка к западным ценам на вторичке, которая обусловлена тем, что европейку или американку берут охотней их за качества дорог, более мягких режимов эксплуатации и, наверное, истории обслуживания…
Результат смешной до безумия – когда брал свою царевну за 10к уе (800 тыс) в декабре 2019, она на немецком рынке стоила 14-16к (1,2-1,4 ляма). Так вот сейчас, на конец 2021го она стоит минимум те же 14-16к. А за счёт установленной «родной» магнитолы с навигацией Garmin – приобретённой по случаю у испанцев за 250уе с разюитой машины – ещё плюс штуку евро.
Вот такие пирожки с котятами…