Недавно приобрел себе "диллерский" сканер и решил озадачится проблемой. Дрожит как у всех, даже когда все потребители выключены, при включении кондея дрожь, разумеется, усиливается. Механика.
Подключил сканер, накатал логов в движении и на ХХ. Сбросил мозги, выполнил обучение ХХ, собственно, мозги сами обучились после работы на ХХ в течении 10 минут. Не помогло.
Начал присматриваться к параметрам работы мотора на ХХ. Обратил внимание, что на ХХ ДЗ открыта почти на границе допустимого диапазона, то есть воздуха мозг дает крайне мало. Смесь колеблется в пределах стехиометрии с периодическим заскоком в бедную область примерно до 15AFR. Опережение зажигания мозг поддерживает в районе 8 градусов, что по мнению HDS норма, но на мой взгляд явно маловато для такого состава смеси. Периодически появляются пропуски и шумы датчиков коленвала и распредвала, но довольно редко, что странно, пропуски начинаются сразу по обоим датчикам и прекращаются также по обоим, хотя пропусков зажигания мозг не обнаруживает. Шумы мотора в пределах нормы, детонация мозгом не выявляется. Обороты ХХ в мозге выставлены 680, это достаточно низкие обороты. Температура катализатора порядка 240-260 градусов, по мнению мозга он недогрет.
Потребление электроэнергии на заведенном моторе около 10-12А, при включении зажигания около 6А, то есть около 140-170 Вт на ХХ и примерно 70Вт при включенном зажигании. Вообще, потребление при работе на ХХ существенное, на мой взгляд. При том, что обороты ХХ в мозге выставлены достаточно низкие, при этом еще генератор порядочно "сосет". Вычисляемая мозгом продуктивность генератора порядка 25-30%, что также многовато.
Выводы для себя сделал следующие. Для уменьшения выбросов NOx и COх в соответствии с нормами ЕВРО на холостых используются стехиометрическая смесь и одновременно низкие углы зажигания, плюс, поддерживаются крайне низкие обороты ХХ для экономии топлива, мотор ИМХО работает на пределе стабильности. На абсолютно новом моторе это, возможно, работает без вибрации. В таких случаях помогает более тяжелый маховик
По всей видимости, для регулирования ХХ мозг использует три рычага.
1. Изменение степени открытия ДЗ (плавная грубая регулировка, long term)
2. Изменение угла опережения (тонкая оперативная регулировка, short term)
3. Регулирование смеси.
На не полностью прогретом моторе мозг добавляет топлива, чуть-чуть обогащая смесь, и добавляет опережения зажигания, вибрация при этом отсутствует. На полностью прогретом моторе мозг поддерживает стехиометрию и низкие углы зажигания, что снижает продуцируемый мотором момент, что и приводит к вибрации при определенной нагрузке. А как мы видим, нагрузка при работе на ХХ даже с отключенными потребителями довольно значимая. Этим как раз и объясняется то, что многие замечают, как в некоторые периоды мотор работает без вибраций, или когда ставят новый АКБ. В тех периодах, пока АКБ по мнению мозга заряжен полностью, он снижает возбуждение генератора и тот, соответственно, меньше отбирает энергии у мотора, вибрация на время пропадает. Если АКБ разряжен, то генератор начинает потреблять достаточно энергии и подгружает мотор. В таких случаях на месте инженеров Хонды я бы на время повышенной нагрузки со стороны генератора добавлял опережения и возможно чуток топлива превентивно а не в качестве компенсации по факту падения оборотов ХХ. Другими словами, я бы углубил степень компенсации зажигания и топлива по датчику ELD, должно помочь.
К сожалению, пока не располагаю средствами для коррекции заводских параметров прошивки, в поиске. По сему проверить свои выводы пока не могу, однако отсутствие вибрации при работе не до конца прогретого мотора наталкивает меня на мысль, что я прав. Одно могу сказать, на мой взгляд вибрация на ХХ - следствие крайне задушенной регулировки мотора при работе на ХХ. Посему и массово проявляется и не лечится кроме как перепрошивкой на нестоковую калибровку.
Все выше написанное - мое ИМХО, ни на что не претендую.