В 2009 году средняя цена продаваемого в России автомобиля упадет на $4000Продажи автомобилей в России в 2009 г. откатятся к уровню 2006 г., а средняя цена продаваемого в стране автомобиля снизится на $2000-4000, прогнозирует PricewaterhouseCoopers в России. Российский автопром, чья доля в продажах за первые полгода снизилась, в условиях экономического кризиса и девальвации рубля получит преимущество.
То, что автомобильный рынок в России просядет, очевидно. Вопрос в том, насколько. В существующих условиях неопределенности крайне сложно с достаточным уровнем надежности прогнозировать продажи даже на следующий год, констатирует партнер PricewaterhouseCoopers (PwC) Стенли Рут.
В своем отчете "Текущее состояние и перспективы развития российского авторынка в период нестабильности" эксперт отмечает, что падение продаж началось в октябре и в 2009 г. возврата к росту не будет. Базовый сценарий PricewaterhouseCoopers предполагает падение продаж на 15% (при 32 руб./$) - до 2,6 млн шт., пессимистический - при 34 руб./$ - на 45% (до 1,8 млн шт.).
Минэкономики, отметим, прогнозирует 32 руб./$ в следующем году при цене нефти $50/баррель и курсе американской валюты к евро в интервале 1,25-1,3. Что сейчас уже многим аналитикам кажется сказкой. Стенли Рут отмечает, что снижению продаж автомобилей будет способствовать такие факторы, как рост безработицы, снижение темпов роста личного дохода населения в целом.
Чисто российский фактор
Упомянутые выше факторы снижения продаж легковых автомобилей - общие для Европы и США. Спад в США, по прогнозу PwC, в 2009 г. может оказаться больше 30% к уровню 2007 г. (до 11,7 млн шт.), в Западной Европе - 20% (до 12 млн шт.), то есть к уровню 10-20-летней давности, говорит Рут.
На российский авторынок, между тем, действуют и свои, внутренние причины. Во-первых, повышение Банком России ставки рефинансирования до 13%, что сделало кредиты на покупку авто чрезвычайно дорогими (в среднем 30% в рублях, 14% - в долларах США, по данным PwC). Это приведет к сокращению спроса на автокредиты в течение следующих месяцев, отмечает Стенли Рут.
Влияние фактора кредита на спрос велико: за первое полугодие 2008 г. почти 50% реализованных автомобилей в России было продано в кредит, говорят в PwC. Также на заемные средства развивались и автодиллеры, для которых 2009 г. не сулит ничего хорошего. "Мы ожидаем значительную консолидацию отрасли", - пишет Стенли Рут. Кроме того, на снижение спроса повлияет и девальвация рубля.
Российский автопром получает преимущество
За 9 месяцев 2008 г. наблюдался устойчивый рост продаж автомобилей. Объем продаж иномарок вырос к этому же периоду 2007 г. на 38% - до 1,6 млн шт. При этом средняя цена на иномарки снизилась с $34 до $27 тыс. - "из-за девальвации рубля к доллару США". Объемы продаж автомобилей отечественных марок снизились на 1%, а средняя цена нашего авто выросла на 20% - до $10 тыс.
В 2009 г. средняя цена автомобиля, продаваемого в России, снизится на $2000-4000 - до $18-20 тыс. в зависимости от сценария, прогнозирует Стенли Рут. Этому будет способствовать несколько факторов. Население переключится на более дешевые авто, модели и комплектации (будь то иномарки или российские авто), кроме того, вырастет доля продаж машин, произведенных в России, прокомментировали RB.ru в PwC.
Здесь уместно вспомнить, что иностранные автоконцерны уже объявили об удорожании в среднем на 5-7% импортируемых в Россию автомобилей - из-за увеличения правительством пошлин в качестве протекционистской меры по поддержке отечественного производителя. "АвтоВАЗ", ради которого в первую очередь и задумывался такой финт, повысил цены лишь на 2-3%. Не за горами и день, когда весомо повысят цены и российские производители иномарок. Значительная часть их затрат будет по-прежнему связана с импортом автокомпонентов, а в условиях девальвации рубля продукция будет для россиян дороже.
Таким образом авто от "АвтоВАЗа", основная часть расходов которого в рублях, получает ценовое преимущество. И можно предположить, что снижение средней цены автомобиля в России произойдет за счет увеличения в продажах доли отечественных авто. В PwC не стали комментировать это предположение, отметив, что ситуация на рынке слишком неопределенная, чтобы делать ясные прогнозы. В целом продажи автомобилей в долларовом выражении в России упадут в 2009 г. с $60 млн в этом году до примерно $45-32 млн, считает Стенли Рут.
Несмотря на все проблемы, Россия, уверены в PwC, сохраняет значительный потенциал роста автомобильной индустрии. Однако сам рост будет во многом зависеть от того, как когда мировая экономика преодолеет последствия мирового кризиса. Согласно оптимистичному сценарию, пик продаж автомобилей придется на 2014 г., когда будет продано почти 5,5 млн машин.
http://www.rb.ru//topstory/business/2008/12/18/154706.html