Название: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 10 Февраля 2012, 19:50:49 Была праворукая СРВ.
Там температура воздуха во все направления была одинаковой. Теперь евро СРВ. Алгоритм работы печки такой, что в ноги воздух идет всегда горячее, чем вверх. Ну типа внизу же холоднее. Так вот когда по трассе в мороз едешь, то при отличной печке получаешь либо вспотевшие ноги, либо замерзшее лобовое стекло. Кто нить дорабатывал печку ? Что там сделать, чтоб t была во все направления одинаковой ? Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Kirill от 10 Февраля 2012, 21:16:52 Схема такая:
Сначала Саш грееш лобовик, потом переводишь на ноги или сразу по всем направлениям. В ноги поток идет сильнее, что б продул задние коврики. Вот тут очень важно, что бы в салоне не было сильной влажности. Если ковры в наледи, то растаяв, вся сырость окажется на стеклах. Осушать кондеем не получится - мороз. Выходит, чаще убирать и следить за покрытием пола. Еще не плохо, периодически, протопив, как следует, распахнуть настежь двери и выветрить влагу. Картоном, газетами и др. народными способами не пользуюсь. А вот антизапотиватель, особенно для багажного отсека то что надо. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 10 Февраля 2012, 22:30:45 да я не о том
как сделать одинаковую t вниз и вверх ? за счет чего t разная ? Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: nikola34 от 11 Февраля 2012, 10:08:14 там не температура разная, поток в ноги сильнее, где то 3/4 объема идет в ноги, остальное наверх.
Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 11 Февраля 2012, 16:42:45 там не температура разная, поток в ноги сильнее, где то 3/4 объема идет в ноги, остальное наверх. "там" это где ? В моей машине ? Откуда информация ? ;D У меня именно разная ТЕМПЕРАТУРА !!!!!!!! В среднем положении регулятора t вниз воздух идет градусов на 20 теплее, чем вверх. Если t выставить на max, тогда t воздуха идет одинаково горячая и вниз и вверх. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Kirill от 11 Февраля 2012, 17:03:39 Вот на максимум и ставь. O0 :)
Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 12 Февраля 2012, 14:58:41 Все правильно, в мороз, наверх температура обдува ниже будет идти, вплоть до полного охлаждения.
Все зависит от забортной температуры и скорости. Дело в конструктиве обдувающих магистралей. Если вниз, центр и по бокам воздух идет по пластиковым магистралям у которых теплопроводность достаточно низкая + они защищены от прямого воздействия холодного воздуха, (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103502;image) то магистраль обдува лобового стекла выполнена в металле и от внешней среды ее отделяет тоненькая стенка в милиметр толщиной, ничем не утепленная. Про теплопроводность металла ничего говорить не буду и так все понятно. По этому воздух на лобовуху и идет холоднее т.к. большая часть тепла уходит на нагрев окружающей среды. Отсюда кстати и сильное отпотевание стекла, особенно вначале работы двигателя. Вся влага сконденсировавшася и замерзшая на металле весело вылетает на лобовуху(а вовсе не из салонного фильтра, как думают некоторые). (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103504;image) (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103506;image) Когда тотально "шумил" машинку, это дело "завибрил" и утеплил. (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103508;image) (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103510;image) Результат налицо, стало ощутимо горячей, иногда боюсь, в сильные морозы, как бы тепловую трещину на лобовухе не заработать Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 12 Февраля 2012, 17:45:50 то магистраль обдува лобового стекла выполнена в металле и от внешней среды ее отделяет то есть с радиатора печки воздух идет одной t ?тоненькая стенка в милиметр толщиной, ничем не утепленная. Про теплопроводность металла ничего говорить не буду и так все понятно. По этому воздух на лобовуху и идет холоднее т.к. большая часть тепла уходит на нагрев окружающей среды. И вверх и вниз ? Дело только в холодной перегородке ? Кстати на ПР темп-ра была одинакова, а именно в евро ЛР версии - вот такая особенность. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Ю_ri_й от 12 Февраля 2012, 18:56:16 то есть с радиатора печки воздух идет одной t ? гдето есть "косяк" или так задумано чтоб температура воздуха подаваемая на лобовое стекло было холоднее. Мое ИМХОИ вверх и вниз ? Дело только в холодной перегородке ? Кстати на ПР темп-ра была одинакова, а именно в евро ЛР версии - вот такая особенность. Причем еще есть два фактора: -если салон еще не прогрет-дует с одинаковой примерно температурой. -если поставить на макс температуру, то воздух начинает идти с одинаковой температурой из этого следует что когда печка догоняет заданную температуру, что то (не знаю что) заставляет дуть прохладный воздух на лобовое стекло. Еще замечал когда в поворот немного резче заходишь, так же может дуть прохладой. Описанные симптомы у меня были на двух орхиях. У автора я вижу те же симптомы. Еще у друга был инспаер 96 года, там такая же беда. Кстати очень напрягает когда по трассе ноги начинает жарить, а сверху на лобовуху идет прохладный воздух Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 12 Февраля 2012, 19:23:47 то есть с радиатора печки воздух идет одной t ? И вверх и вниз ? Да, т.к. микс воздуха происходит в блоке отопителя. А заслонки лишь определяют направление потока. Вот вскрытие, проведенное Кайратом http://forum.crvclub.ru/index.php/topic,6783.msg410538.html#msg410538 Цитировать Дело только в холодной перегородке ? Да и еще в том что путь вниз, в бок и центр намного короче, чем на лоб + нагревать пластиковыемагистрали проще и быстрее, чем металлический желоб, даже утепленный. Кстати на ПР темп-ра была одинакова, а именно в евро ЛР версии - вот такая особенность. На европейках и америкосах могут стоять алюминиевые радиаторы печки. У них теплоотдача похуже, чем на медных японских. вопрос не по теме- на фото обдув капот 3 над АКБ- это фильтр топливный? Это топливный насос на webasto.Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 12 Февраля 2012, 20:29:06 И еще, на всех японках стоит климат-контроль, в отличие от европеек и
американок. Это значит, что миксирующей заслонкой управляет электроника. В чем это выражается - при низкой температуре в салоне, независимо от положения регулятора температуры(кроме крайнего левого положения холод), кран печки открыт полностью, миксирующая заслонка полностью открыта на печку. То есть максимальное тепло. На европейках и американках регулятором температуры задается не температура в салоне, а температура воздушного потока, то есть регулятор температуры управляет миксирующей заслонкой и краном печки напрямую. Это значит, что в отличие от японок, на левом руле температура воздушного потока с печки зависит от положения регулятора температуры независимо от температуры в салоне. Поэтому на лоб может подаваться не один горячий поток, а микс холодного и горячего. Субъективно поток на стекло будет намного холоднее, чем в ноги, по причинам сказанным выше Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 13 Февраля 2012, 00:20:57 сегодня проверил теорию холодной перегородки под лобовым стеклом.
Машина полчаса стояла на хх. Включались вентиляторы радиатора. Под капотом все прогрето по самое нихачу. Перегородка теплая. Но воздух в ноги все равно намного горячее, чем везде. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Японский терминатор от 13 Февраля 2012, 00:38:33 Кстати очень напрягает когда по трассе ноги начинает жарить, а сверху на лобовуху идет прохладный воздух это не напрягает. Это бесит.Особенно после старого мерса W202, где есть режим вниз-лобовое-середина. То есть дует сразу везде и равномерно, причем можно еще и регулировать баланс - чуть больше в ноги или наоборот чуть больше на стекло. По трассе более удобного алгоритма печки я не встречал. Промолчу уж про раздельную тем-ру для водителя и пассажира. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Dr_Zlo от 13 Февраля 2012, 10:16:05 Было...
Решил вопрос перенаправлением "ножных" воздуховодов на моторный щит. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: elf от 13 Февраля 2012, 14:41:36 Интересен конечно режим "вниз-лобовое-середина". Середина мне непонятна, зачем горячий или тёплый воздух мне будет дуть в лицо или куда там... Греть лицо? Или греть что то ещё? Держи ноги в тепле, а голову в холоде. Воздух который идёт в ноги в любом случае поднимается вверх и таким образом осуществляется равномерный прогрев воздуха в автомобиле.
Теперь по делу, замечал на японке что когда на улице непонятная погода (вроде тепло но не очень), то в ноги дует теплый воздух, а на лобовуху прохладный. Как всё это работает непонятно, и не зря стоит датчик около лобовухи (непонятный - измеряет освещённость и температуру) и под рулём (измеряет температуру). Да и походу в ноги холодный воздух никогда не дует. Весной замечал вроде припекает на солнышке и печка начинает дуть прохладным, а в ноги всё равно теплый... Как он это регулирует - вопрос? Зимой вроде одинаковая температура из всех щелей. Может почистить радиатор печки? Может происходит неравномерный прогрев потока т.е. с нижней части радиатора происходит интенсивнее съём тепла. Либо какая то заслонка не работает и постоянно открыта или закрыта (скорее всего не полностью). Надо поизучать вскрытие, проведенное Кайратом. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 13 Февраля 2012, 17:20:20 Ребята ну вы и фантазеры :)
Мне конечно хотелось бы, чтобы наш климатический блок мог наверх и вниз разную температуру выдавать, но это из области фантастики. Еще на современных люксовых машинах с двух-трехзонным климатом я могу в это поверить, но на наших старушках... Причем согласитесь, что если конструктивно реализована возможность подавать с климатического блока наверх поток холоднее, чем вниз, то и наоборот это сделать проблем быть не должно. Однако сего не наблюдаем. Поэтому как ни прискорбно это прозвучит, температура с блока отопителя подается одинаковая, что вверх, что вниз. Разница в температуре объясняется в основном конструкцией воздуховодов. Чем дальше от источника тепла - тем холоднее. Чем больше пройденный путь воздушного потока, тем он слабее и рассеивание тепла больше. А что, про мостики холода никто не слышал? Или про теплопроводность металла не догадываемся? Холодный пластик сохранит больше тепла, чем теплое железо, которое активно это тепло отводит. Или мы ради прикола зимой капоты утепляем? Так дойдем до того,что на полном серьезе будем рассуждать, как это японцы сделали, что в ноги водителю одна температура, а в ноги задних пассажиров , через воздуховоды, другая... Кто не понимает о чем речь, учите физику, школьный курс. У меня после того как утеплил металлическую магистраль(с улицы и салона) при прогретой машине, жара невыносимая. По трассе в -30 так жарит, что кожа с лица слазит. Мне вот, субъективно, кажется, что наверх горячее воздух идет... :D Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Нивавод2 от 13 Февраля 2012, 17:46:32 Другого объяснения не нужно! Думаю, ясно и понятно для всех!
Поддерживаю! O0 Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Kirill от 13 Февраля 2012, 18:59:46 Спасибо за лекцию Саня! O0
Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 13 Февраля 2012, 21:30:00 Всегда пожалуйста, Кирилл 8).
Ты же знаешь, что я на этой теме стаю собак съел. :D Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Ю_ri_й от 13 Февраля 2012, 22:14:42 плохо что нет фото в теме по ссылке, именно изнутри верхней крышки на которой идут воздуховоды на лобовое стекло.
Хотя даже если допустить что заслонка под номером 1 стоит по середине, воздух будет смешиваться в районе заслонки 3, а выход на лобовое стекло в районе желтого кружка, то холодного воздуха будет поступать больше на лобовое стекло. И вообще зачем заслонка номер 2 и канал отмеченный зеленым, который перекрывается первой заслонкой. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 13 Февраля 2012, 22:28:47 И вообще зачем заслонка номер 2 и канал отмеченный зеленым, который перекрывается первой заслонкой. Юра, единственный способ это узнать - снять торпеду, на живую погонять движок и посмотреть как это работает. На крайняк снять блок отопителя, разобрать и посмотреть. Года два назад я бы наверно так и сделал, но трех раз снимания торпеды и разбирания всей системы+ работы по шумоизоляции для меня вполне достаточно. Мне тупо ЛЕНЬ. 8) Так что даю дорогу энергичным и молодым ;) Можешь стать первопроходцем. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: elf от 17 Февраля 2012, 10:59:06 Молодец Юрий! +1
А то развели тут теорию, непосмотрев даже на схему работы печки и до конца не разобравшись. Ещё раз повторюсь, зимой перепад температур на ноги и на стекло меньше чем бывает иногда весной. Значит печка может как то работать в таких режимах. И не надо недооценивать японцев, иногда смотришь и удивляешься как всё продумано и просто реализованы достаточно сложные вещи. Кстати у печки есть self diagnosis Function, правда диагностирует всего 3 элемента, но всё же... Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 18 Февраля 2012, 01:03:08 А то развели тут теорию, непосмотрев даже на схему работы печки и до конца не разобравшись. Простите, а Вы разобрались? Если да, то интересно в чем? В какой схеме? Выдайте пожалуйстарезультат в студию. Ещё ра-з повторюсь, зимой перепад температур на ноги и на стекло меньше чем бывает иногда весной. Значит печка может как то работать в таких режимах. На чем основано сие заключение? На каких данных? Здесь чую, а там не чую? Вы часто весной, когда ярко светит солнце,включаете обдув ветрового стекла? А если нет, то почему недопускаете мысли, что воздуховоду элементарно надо прогреться, и достаточно долгое время, ведь он выштампован в неизолированном с улицы металле. И потом не забывайте, что климат-контролем с датчиками температуры оборудованы, в подавляющем большинстве, праворульные авто. Так что теория о том что любой сервант может гибко реагировать на изменение окружающей температуры притянут за уши. Тем более, что вопрос задал человек владеющий машиной без климат-контроля. И не надо недооценивать японцев, иногда смотришь и удивляешься как всё продумано и просто реализованы достаточно сложные вещи. О, да. Японцы... Они ж небожители, почти что боги.... их логика недоступна для нас ...восток дело тонкое...Я вот никак не могу понять зачем одновременно снизу нагревать салон, а сверху охлаждать, сия логика мне непонятна. Если Вы в этом разобрались, будьте любезны, опираясь на факты объясните форумчанам логику работы климатической установки. А если не можете и все ваши доказательства сводятся к тому, что "...я так считаю потому что ощущаю...", то воздержитесь от резких, безапелляционных высказываний. Кстати у печки есть self diagnosis Function, правда диагностирует всего 3 элемента, но всё же... Вот и объясните первым делом, что за элементы, зачем их тестировать и что это в конечном варианте дает.еще бы увидеть верхнюю крышку печки и будет сразу все понятно, к сожаление пока фотографий, кроме представленных в теме я не нашел в просторах интернета :( Юрий, заслонка 3, как минимум, открывает и закрывает подачу потока в ноги, и микс происходит там где указал Кайрат.А если вы посмотрите фотографию http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=6783.0;attach=71263;image и развернете верхнюю крышку согласно ее положению на блоке, то увидите, что сопло подачи потока на ветровое стекло находится прямо над зоной микса. Я согласен с вами, что без фотографии обраной стороны "луны" мы не можем говорить однозначно о движении потоков, могу Вам предложить эту схему, может она вам поможет разобраться. (http://forum.crvclub.ru/index.php?action=dlattach;topic=122011.0;attach=103873;image) Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 18 Февраля 2012, 03:10:20 И вообще зачем заслонка номер 2 и канал отмеченный зеленым, который перекрывается первой заслонкой. Могу предположить, что канал отмеченный зеленым нужен для работы кондиционера через фронтальные сопла в режиме максимально быстрого охлаждения. Почему так думаю? У меня стоит климат-контроль, при установке регуляторов потока в автомат, а регулятора температуры на холод, автоматически потоки воздуха переводятся на фронт, сразу идет холодный воздух. В дальнейшем, даже если регулятор температуры перевести на несколько делений в сторону "тепла", направление потока и температура не меняется, уменьшается только интенсивность потока в зависимости от достижения установленной температуры. Это справедливо для летних жарких температур и включенном автомате. Этот канал расположен точно над фронтальными соплами и максимально изолирован от потоков с печки. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: elf от 18 Февраля 2012, 19:46:02 Что то Саня Вы какой то агрессивный и категоричный :tickedoff:. Я не говорил о том что я разобрался или не разобрался... Просто не надо делать поспешных выводов до конца не разобравшись в чём то... По поводу печки я высказал свои наблюдения и только. Думаю что форум как раз для этого и организован (обсуждать, делиться наблюдениями, советовать и т.д.). Про то что воздух частично охлаждается за счет металла я не спорю, но перепад порядка 20 градусов давать я думаю не должен. И интересно за какое время он должен прогреться? Если так интенсивно идёт теплоотвод, то металл должен когда то прогреться снизив тем самым перепад температур. Но я так понял этого не происходит. Отсюда выводы. Думаю что миксующая часть мало чем отличается, что есть климат контроль, что его нету.. И если прочитать самое первое сообщение, то на японке у него было всё нормально, а на европейке был замечен перепад. Обе скорее всего не утеплены.
По поводу диагностики - привод миксующей заслонки, вентилятор, и датчик температуры. Да по поводу того что непонятно зачем греть ноги и охлаждать верх. Иногда весной бывает когда припекает солнышко, то торпеда уже нагрелась, да и верхняя ваша часть вместе с ней, а в ноги холодный воздух крайне не хотелось бы. И последнее.... Раз Вы так много знаете, обьясните мне глупому - зачем нужен датчик солнца на торпеде? Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: Kirill от 18 Февраля 2012, 20:03:25 Выводы всегда основываются на фактах. Не могу припомнить, что бы кто то еще кроме Александра,
подошел к этой теме столь профессионально. Десятки сайтов завалены пустой болтовней не только о "печках". При этом похвастаться материальной базой подобной этой, увы.....кишка тонка. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 18 Февраля 2012, 22:10:17 А то развели тут теорию, непосмотрев даже на схему работы печки и до конца не разобравшись. Что то Саня Вы какой то агрессивный и категоричный :tickedoff:. Ну собственно, какой вопрос, такой и ответ.Думаю что форум как раз для этого и организован (обсуждать, делиться наблюдениями, советовать и т.д.). Вот именно... Про то что воздух частично охлаждается за счет металла я не спорю, но перепад порядка 20 градусов давать я думаю не должен. И интересно за какое время он должен прогреться? минут за 30-60, зависит от температуры окружающей среды, при условии, что машина движется.При изоляции магистрали со стороны капота время прогрева уменьшается в разы. Если так интенсивно идёт теплоотвод, то металл должен когда то прогреться снизив тем самым перепад температур. Вот именно, когда-то, поездите непрерывно в течение часа с оборотами около 2300-2500 и все прогреется.Только ездим ли мы так в городских условиях, особенно если город большой и машин много? И не забывайте, что теплопроводность металла, в данном случае, величина постоянная и в случае уменьшения температуры и/или интенсивности воздушного потока, он очень быстро станет холодным. Но я так понял этого не происходит. С чего вы это взяли?Отсюда выводы. Думаю что миксующая часть мало чем отличается, что есть климат контроль, что его нету.. Верно, блок климатической установки у нас индетичный, на машинах с климатом есть отличия касающиесядатчиков и автоматического управления заслонками. И даже больше скажу, поскольку разработчиком блока отопителя является фирма DENSO, такие же блоки стоят на многих японских машинах того времени. И если прочитать самое первое сообщение, то на японке у него было всё нормально, а на европейке был замечен перепад. Обе скорее всего не утеплены. Если ВНИМАТЕЛЬНО прочитать первое сообщение, то станет ясно, что в положении температурного регулятора MAX'имальное теплопроблем как раз нет. И на японке не было. Машина без климата, то есть отсутствуют салонные датчики температуры и скорее всего датчик уличной температуры, по крайней мере одну такую европейку я видел. Так что так интригующий Вас датчик солнца в этой машине отсутствует. А по поводу особенностей управления обогревом на машинах с климат-контролем и без него я писал выше. По поводу диагностики - привод миксующей заслонки, вентилятор, и датчик температуры. Датчик температуры, какой? В машине с климат-контролем их три.Да по поводу того что непонятно зачем греть ноги и охлаждать верх. Иногда весной бывает когда припекает солнышко, то торпеда уже нагрелась, да и верхняя ваша часть вместе с ней, а в ноги холодный воздух крайне не хотелось бы. Как станет у вас тепло, включите селектор в положение ветровое стекло, ноги, температуру на 25 градусов и поездите часок, после этого еще разпосмотрите. И последнее.... Раз Вы так много знаете, обьясните мне глупому - зачем нужен датчик солнца на торпеде? Для того же, для чего нужен нижний салонный датчик и датчик уличной температуры - для корректной работы климат-контроля.Все это легко гуглится. "...Датчик солнечного света информирует модуль управления температурой в салоне об интенсивности солнечного излучения, действующего на салон автомобиля. сигналы датчика соответствуют нагреву водителя и пассажиров солнечным теплом и используются модулем управления температурой в салоне для регулирования скорости вращения вентилятора, температуры и распределения воздушных потоков, чтобы обеспечить максимальный комфорт. датчик установлен за ветровым стеклом в центре верхней плоскости передней панели..." "...Автомобили с климат-контролем в указанном месте (под лобовухой) имеют датчик солнечной активности. Это нужно, когда едешь летом, кондей работает на определенной мощности, вдруг бац - выглянуло солнышко, салон начал нагреваться. "Таблетка" (датчик) на "климате" это дело сразу сечёт и говорит кондею дуть холодненьким..." Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: elf от 19 Февраля 2012, 09:56:26 Ну в общем более менее понятно. Хорошо бы было чтобы кто нибудь натурные испытания работы печки провёл (так сказать экспериментальные исследования). Попробую, как малеха потеплее станет, воткнуть термопарки на выходы из микса. Особенно интересна работа климат контроля.
Я так понял датчик температуры испарителя. Название: Re: Работа печки: вниз тепло, вверх не очень. Отправлено: terminus от 19 Февраля 2012, 11:00:17 Хорошо бы было чтобы кто нибудь натурные испытания работы печки провёл (так сказать экспериментальные исследования). Попробую, как малеха потеплее станет, воткнуть термопарки на выходы из микса. Особенно интересна работа климат контроля. Это действительно очень интересно Я так понял датчик температуры испарителя. Этот датчик нужен для автоматического отключения компрессора кондиционера, если температура воздуха с испарителя слишком низкая. В диапазоне от 0 до +5С, если не ошибаюсь. Этот датчик есть у всех. |