Прошу сразу заметить, что данная информация не является однозначным руководством к действию. А так же, прошу заметить, что если вы неуверенно управляете автомобилем - то применение приведенных здесь методов остается на ваш страх и риск.
Последнее время появлились сообщения в форуме о том, что Чайка "метет хвостом". Т.е. занос задней оси связан во многом с тем, что существует микроскопическая задержка в подключении задних колес, что и приводит к заносу задней оси.
В одном из сообщений я прочитал о мнении эксперта (по крайней мере мне так показалось), где он предложил применять "Прогрессивное руление" на СХ-7. Я поискал кое-какие сведения об этом чудном способе управления и провел нескольк личных испытаний. Благо, пока был снег и немного скользко, эксперименты можно проводить на невысоких скоростях.
_______________________________________
Статья.
Инструктор выстраивает из конусов линию поперек дороги, по которой мне предстоит нестись на всех парах. Имитируется самая банальная схема ДТП: едешь – а перед тобой вдруг препятствие. Скорость будет около сотни, и остановиться перед конусами я не смогу при всем желании. Придется изо всех сил жать на тормоз и одновременно крутить руль, объезжать конусы. (Речь идет о машине с АБС – иначе пришлось бы не только рулить, но и заодно учиться прерывистому, ступенчатому и прочим хитрым торможениям.) Я послушно разгоняюсь, в условленном месте начинаю мощно тормозить и в последний момент резко поворачиваю руль и объезжаю препятствие. Машина резко кренится, а в конце ее еще и заносит, так что приходится, что называется, отлавливать (это-то я умею – тоже ведь не «чайник»). Кажется, машина ведет себя вполне предсказуемо – скорость высокая, маневр экстренный.
Но инструктор утверждает, что можно без этих противных рысканий обойтись!
Представь себе, говорит он, что у тебя не машина, а что-то высокое и неустойчивое – скажем, этажерка на колесиках. Как ты ею стал бы управлять? Плавно. А то перевернется. Главное – сначала чуть-чуть, совсем немножко и мягко повернуть руль, и сразу же, как только машина хоть немного воспримет команду и начнет поворачивать, быстро довернуть на нужный угол. Это называется «прогрессивное руление», progressive steering, основной и постоянный прием. Всякому быстрому повороту руля предшествует небольшая подготовка. Руки сравнительно медленно и очень деликатно намечают направление поворота, а потом быстро разгоняются.
И вот я пробую все это воплотить в жизнь.
Самое сложное тут, оказывается – психология.
Когда конусы стремительно летят на тебя, хочется действовать как можно быстрее и резче, проявить реакцию. Но если взять себя в руки и все-таки сделать медленное предварительное движение, результат просто удивительный. Вроде бы ты промедлил – но зато насколько послушнее ведет себя машина! Ее даже и отлавливать не приходится. Единственное – такое руление должно получаться автоматически, подсознательно. Для этого надо тренироваться – иначе будет казаться, что все уже отлично, но в экстремальной ситуации не только прежняя жизнь пронесется перед мысленным взором, но и старые привычки внезапно вернутся.
Рекомендация школы Audi Quattro насчет того, как крутить руль – бесспорная. (Если, конечно, ты не собираешься умышленно пускать машину в занос.) Другое дело, как этот руль держать. Тут привычки и убеждения автомобилистов слишком уж сильно различаются. Один вертит открытой ладонью, потому что так быстрее и все понимают, что у тебя гидроусилитель. Ладонь, правда, может сорваться с руля… Другой крутит всегда только двумя руками, потому что сил не хватает. Получается, понятное дело, медленно. Третий держит руки в самом низу, потому что так можно повернуть на большой угол – но только одной рукой. Четвертый, наоборот, в верхнем секторе, чтоб руки меньше уставали. Здесь слишком часто приходится перехватывать. Некоторые стремительно крутят руль на боковом секторе. Действительно получается очень быстро, но при этом человек не контролирует количество оборотов и с трудом может предположить, в каком положении находятся передние колеса. А хотелось бы…
Словами объяснять такие вещи нелегко, но попробую. Руки находятся по бокам руля – в традиционной терминологии что-то вроде «без четверти три». Ну, или «без десяти два». При небольших поворотах они вообще не снимаются с руля. При больших – приходится перехватывать. Если надо, например, повернуть налево, крутить начинают вначале обе руки, при этом левая рука постепенно отпускает руль и переносится в верхний сектор. Следом за ней перехватывает и правая, и в результате руки оказываются в прежнем положении, при том что руль совершил полный оборот. При повороте влево «основной» является правая рука, при повороте направо – левая.
Крутить таким способом тоже можно очень быстро, а главное, ты при этом контролируешь ситуацию и всегда понимаешь в общих чертах, в каком положении колеса.
Именно так, между прочим, держат руль раллисты.
Еще нюанс. Если поворот крутой, как бы «на грани перехвата» – лучше сделать так называемый предзахват. Прямо перед поворотом, скажем, влево правая рука опускается чуть вниз вдоль руля, что дает ей возможность описать без перехвата более длинный сектор. После того как маневр закончен, рука возвращается на свое обычное место. Ничто не мешает, если поворот окажется круче, чем предполагалось, от предзахвата перейти к обычному перехвату.
Тут тоже нужен автоматизм. Добиваться его желательно не в плотном потоке, а, скажем, при парковке.
Взято с сайта: -http://www.gazeta.ru/2001/09/20/auto_progressivno.shtml
___________________________________________
И так, общая теоретическая часть понятна. Эксперименты.
Вообще, моя манера руления часто зависит от моего настроения и дороги, по которой я еду. Понятно, что чем сложнее условия, тем больше рук на руле
и прямее посадка. Тем не менее, двумя руками руль держать всетаки удобнее. Надежнее, я бы сказал.
В нашем случае, при предварительном небольшом повороте руля автомобиль подключит (должен!!!
) задние колеса. Даже если там будет хоть 10% тяги - уже не снесет. При довороте на полный угол - машина отменно врисовывается в дугу и без КРЕНА, а с легким боковым скольжением входит в поворот.
Прошу заметить, я проводил эксперименты на скорости 40-60 км/ч, в условиях города, на мокром или заснеженном асфальте. Шины без шипов.
В любом случае, даже в острых поворотах надо подготовиться себя психологически -резкие движения не нужны! Чтобы вбить этот навык на уровне рефлекса - надо заниматься. Однако, по моей оценке - приятные ощущение от вождения усилились.
Это не моя статья друг прислал по почте.