Мы в Нашем клубном сервисе пытались какую то статистику собрать по этим валам. Сперва естественно на масло думали, но потом перестали. Пока сведения такие:
1. к используемому масле привязки нет. Т.е. износ кулачков возникал и у тех, что ездил по 15 тыс. на любимом дилерами 0W20, и у тех кто его отродясь не лил. В частности эта участь не миновала и меня. Конечно я не Мотюль лил в движок. Но мне достоверно известно, что в первые 2.5 года жизни лили Шелл 5w40 (не помню такое точно, по моему Ультра, в серых канистрах), а потом когда я её купил, сперва лил Катрюль Магнатек 5w40, потом уже Идемитсу из бочки. Кстати на мне же испробовали китайский распредвал - через год с пробегом в 10 тыс. на нём уже были глубокие раковины. Мы от них отказались (осталась лежать целая пачка штук десять).
2. есть некоторая связь с периодичностью замены масла. Там, где масло менялось несвоевременно, уровень проверялся после того как начинала помаргивать лампа давления или загорался "чек" из-за отказа VTEC… естественно выработка кулачков была чаще и больше, но у них и всему двигателю доставалось. И даже у таких был исключения – целые распредвалы (такой счастливец на фото).
3. На впускных валах износ кулачков был за всё время 2 раза, и это были такие движки... не описать даже матом. Хуже тех, что описывались выше.
4. На Аккордах с моторами типа К24А3 (с полным VTECoм) действительно такого ни разу не видели.
5. А вот K20A (три кулачка на впуске и по одному на выпуске) тоже не миновала сия беда. На выпускном валу была такая же выработка.
6. Праворуким японкам тоже достаётся. Из немногим более десятка праворульных сервантов, которые у нас наблюдались - у двух тоже был износ. Так что миф, что японцы для себя делают лучше, можно сказать разрушен.
7.Ну и пробеги тоже совершенно разные. Однозначно за 100тыс. (может и были исключения из тех, что упоминались в п. 2, но точно не припомню). А дальше разброс огромный. Были двигатели с пробегом за 400 тысяч (!) и целыми валами! Таких (я имею в виду пробег) вообще единицы, и этим машинам повезло – за ними следили.
Теперь фотки:
Первая.
Тут степень разрушения проимерно такая как на вчерашних фотках. Мы такое называем "начальной с тадией" и оставляем под наблюдение. Рекомендуем тысяч через 40 контрольный осмотр и если геометрия кулачка ещё не нарушена оставляем дальше .
Хорошо видна зона качения ролика, и зона разрушения. Если бы ролик заклинивал, то почему не задирало по всей ширине? Можно наверное взять сопромат и обосновать это (я его не изучал), но пока вопрос оставляю открытым.
Вообще поверхность в зоне разрушения больше напоминает не задир в привычном понимании, когда присутствует смещение поверхностных слоёв, а как будто было ударное воздействие (ну если крупную наждачку абразивом вниз на гладкую поверхность положить и ударить молотком). Но при более внимательном рассматривании видно, что это выкрошивание мельчайших кусочков.
Идём дальше.
Тут несколько другой вид разрушения. Из поверхности выкрошены куски крупнее. Причём зона разрушения снова по ширине меньше, чем зона качения ролика.
Следующий пример.
Тут уже нарушена геометрия кулачка. Присутствует крошение и мелких кусков и крупных. Но вот что примечательно – это край зоны разрушения. Этот край как бы следствие расплющивания металла. Попробуйте молотком бить по заготовке из мягкого металла – его края будут расплющиваться и отгибаться в стороны. Тут нечто похожее.
И опять же - в середине выкошены крупные куски.
Теперь поговорим про ролики. Я взял рокер от головки двигателя, который пошёл под замену (распредвал на выпуске имел разрушения всех 4-х кулачков) и выпрессовал ось ролика.
Замечу ещё, что все ролики катались легко, плавно, без хрустов и прочих признаков разрушения подшипника.
На оси заметна небольшая натёртость с одной стороны (ось плотно запрессована в рокер и у неё завальцованы торцы, т.е. она не крутится). Выработки никакой не обнаружено.
Ну и на самом ролике и иглах никаких повреждений не видно.
Хотя на поверхности ролика (той, которая по кулачку едет) видны кольцевые следы. Кольца равномерные по всей окружности, т.е. никаких признаков остановки ролика.
Пока вот так. Продолжение следует...